Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАВЯЗЫВАЕМОГО ТЕМПА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАШИНОПИСИ


Всякое изложение вопросов методики обучения машинописи было бы неполным без освещения роли и места вынужденного задания темпа работы (ритмическими сигналами, музыкальным сопровождением и пр.) на этапе совершенствования техники письма. Этап освоения клавиатуры в этом плане интереса не представляет, т.к. навязываемый темп работы на этом этапе приводит к резкому снижению качества письма.

Использование ритмичной музыки и метронома для задания темпа работы стало неотъемлемой частью арсенала средств, используемых преподавателем машинописи для интенсификации учебного процесса. Положительное значение применения навязываемого темпа на уроках машинописи не подвергается сомнению ни в специальной литературе, ни в преподавательской среде. Однако, в методической литературе нет единства и ясности по вопросу о месте и количественных характеристиках навязываемого темпа работы.


Преподаватели машинописи знают, что есть определенные сложности в использовании навязываемого темпа. Связаны они в основном со значительным разбросом скоростей письма у учащихся в группе. Работа в замедленном темпе негативно сказывается на качестве и скорости письма. Работа в чрезмерно завышенном темпе приводит к резкому увеличению опечаток на фоне эмоциональной перегрузки. Любой конкретный навязываемый темп полезен лишь части учебной группы. Для некоторых учащихся он просто вреден, В перспективе можно надеяться на возможность индивидуализации навязываемого темпа за счет применения современных технических средств.

Чем объясняется положительное влияние работы в навязываемом темпе на рост скорости письма? Весьма убедительной выглядит гипотеза, согласно которой работа в несколько завышенном темпе заставляет учащегося искать более продуктивную "стратегию" письма. Сказать заранее, какая стратегия письма сформируется в результате такой тренировки, нельзя. По нашим наблюдениям, навязываемый темп способствует зрительному опережению, влияет на длину пакета знаков и время между пакетами знаков.


Если обратиться к рис. 4 (с.22), где показана динамика роста скорости письма, то видно, что освоение каждой новой "стратегии" письма проходит две стадии - быстрого роста скорости в начале (скачок скорости) и стадии плато роста скорости. Если "стратегия" достаточно освоена учащимся, то создаются предпосылки для перехода к новой "стратегии". Именно в этот момент, но никак не раньше, существует возможность эффективного применения навязываемого темпа.


Конечно, с целью индивидуализации обучения и более эффективного использования учебного времени, можно содействовать освоению новой стратегии путем выполнения описанных выше упражнений. При этом обеспечивается формирование заранее определенной "стратегии". Однако, всякое знание о "стратегиях" письма и оптимальном порядке их чередования у учащихся не является абсолютным. Это тем более актуально, что психологические механизмы такого сложного навыка, каким является письмо на пишущей машине, до сих пор не достаточно изучены. Таким образом применение навязываемого темпа является наряду с письмом криптограмм одним из средств перехода с одного плато кривой роста скорости на другое.


Общим в этих средствах является кратковременность эффективных упражнений, позволяющих перейти на следующее плато. Если за 15-20 минут тренировки новая "стратегия" письма не сформирована, значит учащийся должен еще некоторое время "находиться на плато". В методической литературе единодушно отмечается, что пятнадцати минут должно быть достаточно для тренировок в навязываемом темпе.

В связи с этим важно отметить бесперспективность попыток построения курса машинописи, основанного преимущественно на использовании завышенного в той или иной степени навязываемого темпа. Опыт такого обучения показывает, что при относительно невысоких скоростях письма процент опечаток достигает I0% (Диамент Э.С., Литвинов В.Г., Пронин В.М., 1981).


Рассмотрим некоторые особенности применения навязываемого темпа на уроках машинописи.


1. Основным сродством задания темпа на сегодня является звуковоспроизводящая техника - магнитофон и проигрыватель. Слабое звучание механического метронома не позволяет использовать его при работе с группой учащихся. В методической литературе рекомендуется иметь фонограммы, отличающиеся по темпу на 5(10) ударов в минуту. Например: 100, 110, 120, 130 и т.д. до 250 или 300 ударов в минуту. Однако на практике это очень трудно реализовать. Специальных наборов пластинок или фонограмм промышленность не выпускает.

Многие учащиеся чувством ритма не обладают в такой степени, чтобы печатать ритмично под музыку. Этот недостаток легко устраняется путем воспроизведения на магнитофоне не музыкального сопровождения, а специально записанных щелчков, например ударов метронома. Авторы на практике убедились в высокой эффективности применения таких фонограмм.


2. Наиболее важным вопросом практического применения навязываемого темпа является определение численного значения темпа для наибольшего эффекта от его применения.

Основные плато роста скорости, как уже указывалось выше, имеют значения: 120-140, 180, 220 ударов в минуту. Используя фонограммы с различными темпами, авторы пришли к выводу, что величина навязываемого темпа определяется конкретным положением скорости письма учащегося на кривой роста скорости. Наиболее благоприятно использование темпа, численно равного величине ближайшего нижнего плато. Например: при скорости письма от 140 до 179 ударов в минуту следует выбрать навязываемый темп - 140 ударов в минуту.


Не рекомендуется работать в навязываемом темпе учащимся, пользующимся побуквенным письмом. При скорости письма менее 80-100 ударов в минуту навязываемый темп применять не следует.

К вопросу о применении вынужденного темпа непосредственно примыкает вопрос о формировании ритмичного письма у учащихся. В методической литературе по машинописи отмечается необходимость выработки у учащихся ритмичного письма на клавиатуре, т.к. именно оно является наиболее физиологичным, способствуя меньшей утомляемости при выполнении машинописных работ.


Нельзя, однако, смешивать ритмичное письмо профессиональной машинистки и ритмичное письмо учащегося. Как показывают наши эксперименты, ритмичное письмо тормозит рост скорости у учащихся.

Ритмичное письмо может иметь место в двух случаях:


Посимвольное письмо приводит к отсутствию прироста скорости даже при длительных тренировках. Ритмизация пакетного письма создает искусственное препятствие на пути роста скорости, т.к. рост скорости обеспечивается чередованием ритмичного и пакетного письма.

Решая вопрос о целесообразности формирования ритмичного письма у учащихся, надо помнить, что ритмичное письмо является одним из этапов смены "стратегий" письма, когда за счет роста скорости посимвольного письма ослабляется пакетный характер структуры письма.


Как показывает практика, после окончания обучения в средних профтехучилищах имеет место дальнейший рост скорости письма при выполнении большого количества машинописных работ. Таким образом, формирование у учащихся ритмичного письма даже в конце обучения не целесообразно, т.к. тем самым будет замедлен профессиональный рост машинистки в условиях работы на производстве.


В процессе обучения важно добиться усвоения учащимися специфики ритмичного письма, соотношения между ритмичным и пакетным письмом, выработать у учащихся умение самостоятельно определять упражнения, необходимые на данном этапе профессионального роста. Работая на производстве, машинистка должна уметь самостоятельно управлять переходом от пакетного письма к письму ритмичному и наоборот, выполняя соответствующие упражнения.



В начало страницы