Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

3. РИТМ ПИСЬМА


 

Все современные пишущие машины, употребляемые в Советском Союзе, и большинство выпускавшихся ранее устроены так, что все буквенные рычаги ударяют в одну и ту же точку, а последовательное положение букв в строке является результатом передвижения каретки, на валу которой размещается бумага. Следовательно, скорость письма конструктивно ограничена теми долям секунды, какие необходимы для того, чтобы предыдущий буквенный рычаг успел настолько отойти обратно от вала машины, насколько это нужно для удара в ту же точку следующего буквенного рычага.
 

Эта теоретическая (конструктивная) скорость письма для современных пишущих машин исчисляется в 16-25 ударов в секунду в зависимости от системы машины, тщательности её регулировки и, главное, от положения в машине буквенных рычагов. Рычаги, расположенные на противоположных краях машины, имеют очень короткий общий путь к точке удара и могут следовать друг за другом быстрее; наоборот, соседние рычаги имеют общим очень длинный путь, и возможность следования их друг за другом этим сильно замедляется. В среднем, возможную теоретическую скорость письма едва ли можно исчислять более, чем в 20 ударов в секунду. Следовательно, промежутки между ударами не могут быть меньше одной двадцатой секунды, иначе сцепление рычагов неминуемо остановит работу. Хотя эта скорость и очень велика, однако достигнутая уже на практике скорость письма не так далека от неё. Англичанка Е. Митчелль в её матче с немкой О. Фишер в 1927 г. дала в течение одной минуты 902 удара, не сделав ни одной ошибки, т. е. писала со скоростью свыше 15 ударов в секунду (2).
 

Работа Е. Митчелль чрезвычайно интересна для исследования значения точного ритма в машинописи. Представим себе, что Митчелль писала бы не ритмично, т. е. с неравными промежутками, между ударами; допустим, что половина её ударов следовала бы друг за другом с промежутками более одной десятой секунды; тогда другая половина ударов для достижения средней скорости в 15 ударов в секунду должна была бы следовать с промежутками менее одной двадцатой секунды, что технически недостижимо для машины. Ясно, что Митчелль писала очень ритмично, и промежутки между ударами, если и не равнялись строго одной пятнадцатой доле секунды, то едва ли колебались за пределами одной двенадцатой - одной восемнадцатой доли секунды.
 

При обычных скоростях работы наших машинисток (300-400 ударов в минуту) средний промежуток времени между отдельными ударами теоретически составляет всего около одной пятой - одной седьмой доли секунды, т.е. остаётся очень далёким от технического предела машины. Однако на практике мы постоянно наблюдаем, особенно в условиях торопливости, случаи сцепления рычагов при письме или удары рычагов в затылок друг другу. Происходит это оттого, что у большинства машинисток промежутки между ударами очень неравномерны: промежутки при менее удобных для письма сочетаниях букв растягиваются иногда до целой секунды, а при наиболее удобных сочетаниях удары следуют друг за другом с промежутками менее одной двадцатой секунды и, конечно, вызывают сцепление буквенных рычагов. Это подтверждается и исследователями процесса письма на машине -Ляи, Клокенбергом и др.
 

Характерно, что сцепление рычагов на практике гораздо чаще встречается у медленно пишущих машинисток, чем у быстро пишущих, хотя теоретически должно было бы быть как раз наоборот. Очевидно, вторые сознательно или в силу прирождённого чувства ритма выработали такую равномерность в частоте ударов, которая в свои очередь позволила им писать быстрее. А у первых, наоборот, неравномерность в промежутках между ударами никак не позволяет ускорить письмо, что вызывает сцепление рычагов и заставляет их писать медленнее.
 

(2) Журнал "Вопросы стенографии и машинописи" за 1928 г., № 1, стр. 39.
 

Отсюда ясно, что одним из условий быстрого письма на машине является достаточная равномерность промежутков между ударами, т.е. соблюдение определённого ритма ударов по клавишам.
 

Так как роль ритма в машинописи вытекает из конструкции пишущих машин, то уже первые фабриканты пишущих машин в наставлениях к пользованию машинами всегда отмечали необходимость писать ритмично. Это указание перешло и во все последующие руководства по обучению машинописи. Но одних указаний на необходимость соблюдения ритма, конечно, недостаточно Прежде всего, большинству учащихся недостаточно ясно самое понятие ритма. Поэтому и стараясь выполнять указания о ритме, они продолжают писать неритмично.
 

Для развития чувства ритма при письме следует группировать упражнения по одинаковому числу входящих в них букв. Выполняя такие упражнения и заканчивая каждое из них ударом по промежуточному клавишу, учащиеся закрепляют в своём представлении одинаковые отрезки времени, подобные тактам в музыке. длительном повторении целой группы упражнений одинаковым количеством ударов в каждом эти времени на выполнение каждого упражнения становятся всё равномернее, а с этим вместе становятся равномернее и отдельные промежутки между ударами,
 

Однако для выработки у учащихся ясного представления о ритме и этого недостаточно. Надо проводить ряд групповых упражнений под счёт такта, который ведёт сам преподаватель. Подробнее мы остановимся на этом далее, а сейчас скажем только, что к ритмическим упражнениям можно приступать только тогда, когда у всей группы учащихся уже выработался в основном отрывистый удар и когда простейшие упражнения в 3-5 букв уже не представляют для них затруднений.



В начало страницы