Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

ИЗ ИСТОРИИ МАШИНОПИСИ


Первый патент на пишущую машину был выдан 7 января 1714 года английскому инженеру Генри Миллу. Активность изобретателей в этой области стремительно нарастала, но впервые серийное производство пишущих машин было освоено в 1873 году заводом Ремингтона. Честь изобретения первой серийной модели принадлежит полиграфисту и книгоиздателю К. Шольсу из США. За первые 15 лет производства было выпущено свыше ста тысяч машин "Ремингтон".


Начало XX века характеризовалось невероятным многообразием моделей и конструкция пишущих машин. По свидетельству журнала "Машинопись"1 в 1910 году в России насчитывалось триста тысяч машин. Из них большинство принадлежало к двадцати наиболее распространенным системам: Ундервуд, Смис-Премьер, Континента ль, Гаммонд, Ремингтон, Монарх, Идеал, Ройал, Адлер, Мерседес, Виктор, Торпедо, Смис-Визибл, Стар, Йост, Стевер, Империал, Вильяме, Бликенсдерфер, Канцлер.


В 1888 году на съезде фабрикантов пишущих машин в г. Торонто была утверждена единая клавиатура (по типу "Ремингтона"). Это позволило приступить к разработке методики обучения машинописи.

Следует отметить, что сначала в обучении машинописи не было необходимости. Даже работая двумя пальцами, переписчики получали ощутимый эффект от приобретения пишущей машины. В дальнейшем, когда резко обострилась конкуренция между их производителями, стали открываться в рекламных целях курсы машинописи при магазинах, торгующих теми или иными системами. Задача курсов сводилась к обработке общественного мнения в пользу той или иной фирмы. Поэтому сроки обучения, как правило, не превышали одной недели (ведь покупатель не должен был думать, что модель слишком сложна в обращении). Изучались в основном правила эксплуатации. Письмо осуществлялось двумя или четырьмя пальцами. Реклама курсов обещала при недельном сроке обучения скорость письма не менее 150-200 ударов в минуту.


Проблема соотношения профессионального и любительского обучения возникла буквально в начале века. Обнаружилось, что при довольно большом количестве кандидатов на замещение вакансий машинисток отобрать квалифицированного работника очень сложно (в те годы от профессионалов требовалась скорость письма не менее 120 ударов в минуту).


Многочисленные коммерческие курсы в конкурентной борьбе друг с другом использовали всевозможные уловки при измерении скорости письма учащихся (сокращали продолжительность замера, проводили замеры скорости на фразах и даже на словах, учащиеся писали под диктовку). В результате скорость 200 у/м по окончании курсов нередко превращалась в 100 у/м и меньше при конкурсных испытаниях, проводившихся работодателями. Следует отметить, что реклама курсов оперировала нередко такими скоростями как 400, 500 и даже 600 ударов в минуту, обещая, что за два-три года работы "практически любой переписчик" достигнет столь высоких результатов.


В 1908 году вышел в свет первый русский учебник машинописи, пропагандировавший слепой десятипальцевый метод письма2. Его автор, Н.И.Штейн, остро ставил вопрос о сроках обучения, требуя четырех - шестимесячного курса для подготовки профессиональных машинисток. Два занятия в неделю при таком курсе смогли бы обеспечить, по его мнению, скорость письма 200-250 ударов в минуту.


Автор многих дореволюционных учебников машинописи И.П. Менделеев не менее решительно отстаивал идею систематического обучения. На основе обобщения зарубежного опыта по слепому десятипальцевому методу письма он настаивал на не менее чем восьминедельном курсе, полагая, что за это враля (72 часа) можно приобрести скорость письма 150-180 ударов в минуту.


Для специалистов во все времена было очевидно, что в начале обучения темпы роста скорости письма значительно выше, чем на последующих этапах. Например, А.А.Кононенко на опыте обучения 357 учащихся показала, что за первую неделю обучения (12 часов) учащиеся имели скорость письма в диапазоне 90-160 ударов в минуту, а за четыре недели всего 110-220, т.е. четырехкратное увеличение сроков обучения дает рост скорости письма всего в 1,2 - 1,5 раза3. Неудивительно, что те из организаторов обучения, которые преследовали чисто коммерческие цели, предпочитали не обременять себя доведенном учащихся до начального профессионального уровня.


Характерно, что объективное явление быстрого овладения азами машинописи многие преподносили как результат новаторства в методике обучения. К сожалению, широкая общественность не смогла в то время дать должную оценку подобным новациям.


В наше время может показаться, что результаты обучения тех лет чрезмерно завышены авторами. Действительно, насколько реально было в 1915 году на машинах, уступающих современным, за 72 часа приобрести скорость письма 150-180 у/м слепым десятипальцевым методом, да еще и ознакомиться с оформлением деловых бумаг.


Оценивая приведенные выше данные, надо иметь в виду, что:


Скорость 500 и выше ударов в минуту имели многие профессиональные машинистки. Победитель первого чемпионата мира в 1906 году показал результат 84 слова в минуту (420 у/м) при продолжительности замера один час. Уже через три года рекорд мира вырос до 117 слов в минуту (585 у/м).


Не следует забывать, конечно, и о стремлении авторов тех лет несколько приукрасить свои результаты за счет объявления неспособными тех, кто учился плохо. Практически во всех изданиях того времени указывается, что стать машинисткой может далеко не каждый. Помимо чисто физиологических качеств считалось необходимым наличие твердой воли к достижению профессионального мастерства, неукоснительное соблюдение всех указаний преподавателя или самоучителя. В противном случае результат не гарантировался.


Завершая краткий обзор проблем истории машинописи, мы должны сделать ряд выводов, имеющих практическое значение и сегодня:

  1. Нельзя судить о методике обучения без учета контингента учащихся. Сравнивать методики можно лишь при обучении одинаковых контингентов (по возрасту, полу, образованию, мотивации, физическому и психофизиологическому развитию и другим существенным признакам) в одних и тех же организационных формах.
  2. На этапе освоения клавиатуры скорость письма растет гораздо быстрее, чем на этапе совершенствования техники письма. Поэтому эффективность методики надо оценивать не по времени освоения клавиатуры, а по времени формирования профессиональных качеств - скорости письма, безошибочности, выносливости, методу письма, умению работать с документами.
  3. Специфика современного развития методики машинописи состоит в том, что от обучения относительно малочисленного, строго отобранного контингента учащихся произошел переход к обучению массовому. Поэтому недостатки методики, скрывавшиеся ранее за высоким уровнем готовности учащихся к обучению, стали очевидными и требуют устранения.
  4. Каждый раз, оценивал новый прием, новое упражнение в методике машинописи, нужно в первую очередь смотреть на психолого-дидактические и методические идеи, лежащие в его основе. Новизна упражнения или приема должна быть следствием новизны идей.

Эти выводы весьма актуальны в наше время, когда почти ежегодно мы сталкиваемся с новыми подходами к обучению машинописи.

1Журнал "Машинопись" издавался в 1910 - 1911 годах автором распространенной в свое время системы стенографии Зинаидой Сапонько.

2Штейн Н.И. Машинопись. - Варшава, 1908.

3Кононенко А.А. Руководство для переписывающих на пишущих машинах. - Санкт-Петербург, 1901. - Эта книга была первым руководством по машинописи, изданным на русском языке.



В начало страницы