Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.


III. КУРС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПИСЬМА


ТЕМА 3. НИЖНИЙ РЯД КЛАВИАТУРЫ


 


 

Упражнения для изучения удара по клавишам нижнего ряда
 

тьбю счя итьбю мсчя
 

Упражнения для изучения движений пальцев при сочетании клавишей нижнего и основного рядов и на клавишах одного нижнего ряда.
 

тыл рот лот сор сад сыр ива жир пир мор мыл дым бар бор лоб чад даю рою пою яды для том там три сом сам сыч мир мою что час чиж бич тара вата совы сода сажа идол вилы лира мыло дама
 

пыль роль жаль чары дача было брод рыба ядро воля
 

вяло типы сила рост выть дать ярмо люди лист бюст
 

чист бить
 

трава жатва солод опрос молод даром идолы видал
 

вопль боров вобла табор сдача молот выпью фирма
 

прочь сабля брось бадья число часто рысью
 

Упражнения для изучения движений пальцев при сочетании клавишей нижнего и верхнего рядов
 

туз нет шут сук ищу уши кий мех шум бук бег зуб чей чек шея сиг миг кит щит язь
кнут несу укус щуки змей бегу тень сени мехи чехи гуси куст шест бунт ящик юбки течь тучи изюм есть щенки губки штуки кубки тихий синий меняю ясень кисет нести кисти

 

Упражнения для изучения движений пальцев при сочетании клавишей нижнего, верхнего и основного рядов
 

так кот сок лес иго шип мох ком ель бок дуб чан чай рея люк
тело тазы сухо село игра ишак мозг мена куль руль чаща чека беда бура язва явно юнга дюны туча сани соль идея ищут муки моль киль речь чаши
чубы бусы бесы ясно ялик флюс ключ турок каток ветка кроты франт сырок досуг каска феска ласка плеск играл пирог видно низко едкий олени мокро
умный алмаз думал шлемы холмы огонь чужой речка почка кочка дочка ночка белый будка лубок зубры грубо хлебы явный вялый вояка узкая новая левая
южный людно клювы тиран смена излом мозги клеть шмель хмель чутко брань яркий лямка грязь вишня юркая южная дикая уютно ключи лютый обман зимой
финик грибы носки линия чижик кости гости бисер ясная
товары хитрый зевота сурово весной фокусы ищейка
фигура широко единый знание жалкий ноздри ездоки
морозы громко лошадь щавель чепуха речной бодрый борона дружба ягуары туманы строго монета
мелкий чайник южанин резьба артель петухи острые
обидел лесная деньги жасмин гранит крючок шелест
уехать убыток хижина индюки сирень билеты юбочка
вместо пенять гибель кисель щурить ястреб
щекотка игрушка пирожок никогда ехидный женщина
ландыши широкий аптечка грамота мешочек чемодан
корабль больной уезжать фабрика старуха одеяние
явление забияка таможня хилость юморист амазонка временно жизненно раковина фокусник например школьник забвение бедняжка кичливые щекотать осмотрел
единство говорить чарующая пистолет тенистый манифест историки является хитрость смотреть юмористы аварийный враждебно жизненный укрощение
загадочно природная обманутый диафрагма фальшивые
колебание несколько шутовской хронометр идеальный
лодочники единичный курильщик тоненький маленький
чувашская юношеские одуванчик богатство разбирать
языческий юбилейная аккуратный прекрасный деревянный журавлиный
черкешенка выгадывать написанные увольнение щекотливый
монотонный решительно лиственный губительно широчайшая хворостина
сладенькие литература египетский тщательна
бдительные фальшивить ястребиный истеричная
предложение великодушно дороговизна
укладывание руководство отвергнутые шелковичный
гидротехник естественно завистливые трикотажный
навьюченные щепетильный следователь чужестранка
бездарность язвительный кипятильник фантастично живительная
хищническая исследовать мускулистые арктический юридическая
затравленный крокодиловая хлебопекарня руководитель
воинственный декорировать флегматичный жонглировать
единственные шестиоконный убийственные торжественно
мужественные пространство человеческий обязательный
литографская артиллеристы негритянские гримасничать
историческая бдительность юрисконсульт

 

Контрольные фразы к 3-й теме
 

пользование пюпитром облегчает чтение оригинала
хорошее письмо на машине требует много внимания
все упражнения следует писать через один интервал
верхняя движущаяся часть машины называется кареткой
удар по клавишам пишущей машины должен быть отрывистым
промежуточный клавиш служит для промежутков между словами
расположение алфавита на клавишах не зависит от системы машины
не следует без надобности перематывать ленту с катушки на катушку
начальный полеустановитель облегчает получение ровного левого поля

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ТЕМЫ
 

Третья тема - самая важная в изучении техники письма. Здесь учащиеся охватывают уже почти весь алфавит. В четвёртом ряду остаются только две малоупотребительные буквы "ц" и "э", а из часто употребляемых знаков - одна запятая. В то же время третья тема - самая сложная. Здесь не только большое количество новых движений, но и наиболее сложные движения - скачки через ряд.
 

Поэтому по принципу облегчения задачи путём разложения сложного целого на простейшие элементы изучение третьей темы разделено на три части. В первой изучаются новые движения пальцев к клавишам нижнего ряда в сочетании их с клавишами только основного ряда, во второй - движения в сочетании клавишей нижнего ряда с клавишами верхнего ряда и, наконец, в третьей- совокупность движений в трёх рядах клавиатуры.
 

Хотя к моменту перехода к изучению третьей темы можно уже считать правильный удар по клавишам вполне установившимся, но особенности положения пальцев при ударе по клавишам нижнего ряда делают весьма полезными особые упражнения для усвоения удара по этим клавишам. Так как пальцы пишущего должны и при изучении нижнего ряда сохранять своё положение на исходных позициях, то ударяющий палец для удара по клавишам нижнего ряда должен не вытягиваться вверх, как при изучении движений к верхнему ряду, а, наоборот, подгибаться вниз. Такие подгибания первоначально очень неловки для пальцев, в особенности для среднего и безымянного.
 

Освоение этого подгибания весьма облегчается особыми упражнениями для изучения удара.
 

Схема последовательных движений при ударе по клавишам нижнего ряда та же, что и при ударе по клавишам верхнего ряда, но первое движение, конечно - подгибание ударяющего пальца вниз, а не вытягивание его кверху.
 

Первыми двумя упражнениями, как и во второй теме, осваивается сначала основное направление движений пальцев - вниз и вправо, а третьим и четвёртым - все движения к клавишам нижнего ряда с допущением тех же приёмов растяжения пальцев при ударе по клавишу <м>>, какие указаны в методике второй темы.
 

В первой и второй части упражнений третьей темы надо сначала изучить первичные движения (от исходных позиций) и потом только вторичные (между клавишами той же зоны). Поэтому в упражнениях из 3 и 4 букв первой и второй части третьей темы надо требовать от учащихся обязательного возврата всех пальцев на исходные позиции после каждого удара, а в упражнениях в 5 букв рекомендовать учащимся делать удары, минуя исходные позиции в тех случаях, где на один и тот же палец приходятся два или более последовательных удара. То же правило надо дать и для всех упражнений третьей части третьей темы.
 

В остальном методика изучения третьей темы та же, что первой и второй, и с тем же соблюдением требований безошибочности и соответственного последней темпа письма, какие указаны в общей методике.
 

Как при работе по второй теме важно следить, чтобы руки учащихся не перемещались на клавиши верхнего ряда, так и при работе по третьей теме необходимо следить, чтобы руки учащихся не сползали вниз на клавиши нижнего ряда.
 

Для ритмических занятий, как и в первой и второй темах, можно брать только те слова третьей темы, какие были уже проработаны в обычном порядке слабейшими из учащихся.
 

В тех крайних случаях отставания отдельных учащихся, о которых упоминалось выше в конце общей методики и в конце методики изучения второй темы, можно сократить материал упражнений третьей части третьей темы, закончив изучение этой темы словами в 9 или 8 букв, но не раньше.
 

Упражнения для ритмических занятий к 3-й теме
 

I. тыл бар даю яды сом
жатва даром видал бадья число

 

II. туз нет шут бег зуб щенки губки меняю кисет

 

III. сок ком дуб кот рея
едкий яркий турок франт алмаз
старуха явление ландыши одеяние фабрика




В начало страницы