Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.


III. КУРС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПИСЬМА


ТЕМА 4. ЧЕТВЁРТЫЙ РЯД КЛАВИАТУРЫ


 


 

Изучение движений пальцев к клавишам: запятая, двоеточие, прямая скобка, кавычки, тире, "ц" и "э" в сочетании их с клавишами основного, верхнего и нижнего рядов. Изучение точки с запятой.
 

цеп цел цех эра эхо это эти
цель цепь цирк цинк овца эфир этот этаж ров, два,
рыл, вол, дар, вор, щуп, сап, миг, рог, чан, фон,
кот, нет, ели, уши, пар: жар: уха: ива: лук: рак:
две: уже: лес: рис: дом: там:
цыган цапля цифра целый цукат цынга центр
месяц ловец этика удар, спор, окоп, сноп,
ожог, круг, звон, клин, рост, лист, сани,
руки, игла: урок: горе: флюс, гром: (лов)
(кол) (ухо) (что) (душ) (ель) (язь)
"пыл" "пыж" "швы" "рвы" "сыч" "луч" "бич"
цемент циклон цоколь ценный экипаж эффект экстаз
этикет флора, вздор, укроп, сапог, уклон, салат, дрова: игрок: лучше: голос: взлом: (сено) (окно) (марш) (куль) "шары" "хоры" "грач" "чары"
где-то кто-то кем-то как-то что-то чем-то
 

циркуль цензура цинично процесс станция граница экзамен эскимос энергия экватор эфирный фарфор, вокруг, жасмин, гранит, яблоки, корова: клубок:
меньше: вопрос: кругом: (давно) (мякиш) (клеть) "грузы" "грибы" "смерч" "палач" кого-то чего-то кому-то чему-то куда-то
 

цирковая страница проценты турецкий эстетика эскадрон экономка эрудиция эпицентр изразцы, инерция, предлог, чемодан, блестит, лозунги, кто-либо что-либо чем-либо где-либо
 

Упражнения для изучения буквы "ё"
 

рёв ёрш орёл ёлка валёк ларёк упрёк щёлок: хорёк ёмкий
 

щётка чутьё варёный жонглёр дешёвый калёный зелёный
 

надёжный шёлковый хвалёный цыплёнок холщёвый вонзённый окрылённый укрощённый
 

Упражнения для изучения точки с запятой
 

овод; щука; было; чехи; идея; цены; цепи; овцы: эфир; этаж;
 

Контрольные фразы к 4-й теме
 

в толпе, выходившей из цирка, кто-то вдруг крикнул: "пожар";
искусственный шёлк (вискоза) изготовляется из древесной массы;
это та самая станция, где прошлый раз был остановлен наш экспресс;
работа конференции еще не началась: шла регистрация съехавшихся делегатов;
больница размещена в трёх этажах, а на четвёртом находится зубная лечебница;
наш колхоз пользуется электрической энергией соседнего завода, имеющего свою электростанцию;
сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания почвы) отметил землетрясение, эпицентр которого находится на расстоянии около тысячи километров;

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧЕТВЁРТОЙ ТЕМЫ
 

Предметом изучения в четвёртой теме являются движения пальцев не ко всем клавишам четвёртого ряда, а только к тем из них, на которых размещены буквы или знаки, употребляемые вместе с буквами. Поэтому движения к клавишам параграфа и номера, которые лишь в виде редкого исключения употребляются в сочетании с буквами, целесообразнее отнести к теме изучения цифр, с которыми эти знаки постоянно употребляются. Движения же к клавишу "точка" по орфографическим соображениям следует отнести к теме научения заглавных букв, так как основное назначение точки как знака препинания требует после себя заглавной буквы.
 

К моменту перехода к изучению четвёртой темы правильный удар по клавишам бывает уже вполне сформирован, а характер движений пальцев к клавишам четвёртого ряда аналогичен таким же движениям к клавишам верхнего (третьего снизу) ряда и отличается от последнего только большей длиной. Поэтому здесь уже нет надобности в особых упражнениях для изучения удара. Зато здесь ещё больше, чем при работе по второй и третьей темам, приходится пользоваться тем приёмом растяжения средних пальцев, который мы рекомендуем выше во второй и третьей темах для движений пальцев к клавишам "н" и "м". Без такого приёма более короткие пальцы учащихся просто не дотягиваются до клавишей "ц", "э", "кавычки" и "тире"; перемещение же вверх всей руки ни в коем случае нельзя допускать.
 

В четвёртой теме, как и в третьей, надо, конечно, изучить сначала первичные движения пальцев к клавишам четвёртого ряда и только после этого - вторичные. Поэтому в упражнениях из 3 и 4 букв или знаков надо требовать обязательного возврата всех пальцев на исходные позиции после каждого удара. Только после перехода на упражнения из 5 букв или знаков надо рекомендовать учащимся делать последовательные удары одним и тем же пальцем, минуя исходные позиции.
 

Особенностью четвёртой темы является методика изучения составных букв и знаков. На клавиатурах большинства работающих в настоящее время в СССР пишущих машин нет ни буквы "ё", ни точки с запятой. Поэтому тот и другой знак приходится составлять: первый - из буквы "е" и кавычек, а второй - из двоеточия и запятой.
 

Для составления точки с запятой обычно практиковался способ нажима на промежуточный клавиш и держания его в таком положении пока не будут сделаны удары по клавишам запятой и двоеточия. Приём этот, сам по себе наиболее рациональный, обладает, однако, тем недостатком, что на многих импортных пишущих машинах точка с запятой получается при таком способе отставленной от последней буквы слова на один промежуток.
 

Это обстоятельство делает такой способ тем более непригодным для составления буквы "ё". Эта буква часто встречается в середине слова, и в таком случае в слове получился бы разрыв. Мало того: буква "ё" встречается в переписке на машине гораздо чаще, чем точка с запятой. Чтобы пишущий на машине не терял темпа своего письма при составлении этой буквы, способ составления её должен быть в процессе изучения техники письма так же автоматизирован тренировкой, как и все прочие буквы на клавиатуре. А для этого необходимо, чтобы способ составления был единым для всех пишущих машин. Поэтому с введением в практику машинописных работ буквы "ё" надо остановиться на втором общеизвестном приёме написания составных букв при помощи клавиша обратного хода каретки. Как показывает опыт усвоения учащимися этого способа, он гораздо легче поддаётся автоматизации тренировкой, чем способ с употреблением промежуточного клавиша.
 

При переходе к изучению составных букв и знаков учащимся следует объяснить назначение и приём пользования клавишем обратного хода каретки. При этом надо сделать ударение на необходимость давать клавишу резкий толчок, так как вялый нажим на этот клавиш часто не возвращает каретку обратно. Попутно надо объяснить, что таким же приёмом пишутся на машине и другие составные знаки, если их нет на клавиатуре машины: так, звёздочка составляется из буквы "х" и тире, знак плюса - из двоеточия и тире и т.п.



В начало страницы