Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

III.I. Модель пакетного письма


Для эффективного управления процессом формирования навыка письма на пишущей машине необходимо иметь модель оптимального распределения временных интервалов между ударами по клавишам. При всей сложности этой задачи можно выделить ряд результатов, полученных психологами, и позволяющих в определенной степени ее решить.

В настоящее время принято считать, что профессиональная машинистка должна печатать ритмично и в защиту этого положения приводится ряд аргументов: физиологичность ритмичного письма, меньшая утомляемость и т.д. Однако, не секрет, что большинство машинисток не печатают ритмично. И это не случайно.


Еще в 1908 году В.Бук, исследуя работу телеграфистов, показал, что телеграфист по мере повышения мастерства фокусирует внимание на все более крупных элементах текста - начиная от точек и тире, до знаков, слов и даже фраз (Солтхауз Т.А., 1984). В 1923 году Д. Кувер продемонстрировал значение анализа крупных элементов в машинописи. Имеет место группировка символов "на входе" (при чтении) - анализ более крупных, чем один символ групп, и группировка "на выходе" - письмо пакетами (группами) символов.

Рассматривая временные интервалы между ударами по клавишам профессиональной машинистки (рис.1), мы увидим, что письмо осуществляется группами (пакетами) знаков различной длины, с различной скоростью письма внутри отдельных групп.


Рис. I


Для построения модели целесообразно говорить о следующих параметрах письма на клавиатуре:


Временная диаграмма работы машинистки на основе такого усреднения показана на рис.2. Каждый из трех перечисленных параметров оказывает влияние на общую скорость письма, которую можно определить для данной модели по формуле:


где


Достоинство предложенной модели по сравнению с моделью ритмичного письма состоит в том, что в ней помимо скорости письма выделены три дополнительных объекта целенаправленных тренировок (L, V, T). Каждый из указанных параметров можно тренировать как отдельно, так и в совокупности с другими.


Общеизвестным является тот факт, что опытная машинистка при письме видит не те буквы текста, которые она печатает, а другие, стоящие несколько далее по тексту. Это явление носит название зрительного опережения.

Традиционно считается, что зрительное опережение вырабатывается при многолетней практике выполнения машинописных работ. Однако развитию зрительного опережения можно и нужно способствовать еще в процессе обучения посредством специальных тренировок.

Способствовать развитию зрительного опережения у учащихся необходимо потому, что это влияет на формирование пакетного письма. Связь между величиной зрительного опережения и составляющими пакетного письма установлена экспериментальной психологией (Солтхауз Т.А,, 1984).


Рис. 2.


В свете концепции постоянного укрупнения группируемых машинисткой "на входе" и "на выходе" элементов можно охарактеризовать выделяемые традиционной методикой машинописи этапы обучения. Освоение клавиатуры - этап, характеризующийся посимвольным письмом, т.е. отсутствием пакетов знаков - начальный этап обучения. На этапе совершенствования техники письма формируется и развивается пакетное письмо, пакеты укрупняются, растет скорость письма пакетов.


Из этого следует очень важный вывод для конструирования методики обучения машинописи. Необходимо целенаправленно тренировать у учащихся пакетное письмо. Надо не только отказаться от навязывания учащимся ритмичного письма, но и путем управления развитием длины пакета знаков, времени между пакетами, скоростью внутри пакетов знаков, зрительного опережения обеспечить оптимальный рост скорости письма, осуществляющегося пакетами знаков.



В начало страницы