Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

2. УДАР ПО КЛАВИШАМ



 

Движения рук и пальцев пишущего на машине состоят не только из передвижений от одного клавиша к другому, но и из удара по клавишам сверху вниз, в результате которого связанный с клавишем буквенный рычаг даёт через ленту отпечаток буквы на бумаге. Эти последние движения совсем не зависят от метода письма на машине - зрячего или слепого, но для качества письма являются не менее важными, чем первые. При слепом же методе письма роль правильного удара, как увидим ниже, ещё более увеличивается.
 

Все современные пишущие машины (с так называемыми плоскими буквенными рычагами) устроены таким образом, что если мы будем сверху давить на клавиш (нажимать клавиш как кнопку электрического звонка), то потребуется давление в 300-400 граммов, пока рычаг и сидящая на нём буква дойдут до вала и дадут на бумаге еле заметный отпечаток. Если же мы дадим клавишу толчок (ударив по клавишу и быстро оторвав от него палец), то для такого толчка (удара) достаточно давление в 100-150 граммов, и при этом получится отпечаток значительно более заметный, чем в первом случае.
 

Из этих данных видно, сколько лишней энергии затрачивает пишущий на машине, если вместо ударов "(толчков) по клавишам он нажимает на них, добиваясь отчётливого отпечатка усиленным давлением на клавиш. При этом тратится не только лишняя энергия, но и лишнее время: при нажиме (давлении) палец пишущего задерживается на клавише те лишние доли секунды, в которые он успел бы уже совершить путь к следующему клавишу.
 

Кроме того, современные пишущие машины устроены так, что буквенный рычаг упирается в особый упор раньше, чем сидящая на нем буква дойдёт до бумаги на валу машины; отпечаток же получается в силу инерции рычага, пружинящего на упоре. При ударе (толчке) буквенный рычаг в свою очередь ударяется об упор и в силу своей инерции нормально пружинит, давая чистый, отчётливый отпечаток. При нажиме же (давлении) буквенный рычаг не ударяется об упор, а прижимается к нему, и для придания рычагу необходимой для получения отпечатка инерции приходится значительно усиливать давление (нажим), причём отпечаток всё-таки нередко получается при этом расплывчатым или смазанным. Требуемое при нажиме (давлении) чрезмерное увеличение усилий со стороны пишущего крайне вредно также отражается на суставах пальцев работающих и на сцеплениях между клавишем и буквенным рычагом в пишущей машине. У пишущего это может вызвать через несколько лет работы опухоли в суставах пальцев, а в машине это приводит к быстрому износу сцеплений между рычагом и клавишем. Наконец, при ударе (толчке) буквенный рычаг, в силу той же инерции, ударяясь об упор, отскакивает от него и падает обратно быстрее, чем при нажиме, освобождая путь для следующего буквенного рычага. Поэтому сцепление рычагов от встречи их на пути к валу бывает гораздо реже при ударе по клавишам, чем при нажиме на них.
 

Таким образом, при нажиме вместо удара:
1) затрачивается лишнее время на ненужные задержки пальцев на каждом клавише и этим понижается скорость письма;
2) создаются условия для более частого сцепления рычагов, освобождение которых останавливает работу и также снижает быстроту письма;
3) затрачивается значительно большая энергия, чем это требуется конструкцией машины, что вызывает большую утомляемость работающего, а при многолетней работе может приводить к заболеванию суставов пальцев;
4) быстрее изнашивается сама машина.
 

Из этого видно, какую важную роль играет в письме на машине качество удара. Это обстоятельство было подмечено ещё первыми фабрикантами пишущих машин. Во всех руководствах к пользованию пишущими машинами всегда неизменно указывалось и указывается, что удар по клавишам должен быть отрывистым, т. е. должен быть толчком, а не нажимом.
 

Тем не менее, если понаблюдать за работой наших, машинисток, как самоучек-практиков, так и окончивших спецкурсы, то нередко можно заметить среди них пишущих неправильным ударом. Если чистый нажим вместо толчка и встречается сравнительно редко, то нечто среднее между толчком и нажимом, а именно толчок с задержкой пальца на клавише, пока рычаг не дойдёт до упора, встречается до сих пор очень часто. Из этого можно заключить, что выработке у учащихся хорошего отрывистого удара по клавишам не везде уделяется достаточное внимание.
 

Чем же следует делать удар по клавише: пальцем или кистью руки? Вопрос этот не раз обсуждался на страницах советской и иностранной печати. При ударе пальцем можно оставлять все остальные пальцы в соприкосновении с клавишами исходных позиций рук, при ударе же кистью руки приходится отрывать от клавишей все пальцы и делать кистью небольшой размах сверху. В первом случае удар выходит слабым, в особенности у мизинцев, а безымянные пальцы, как наиболее несамостоятельные, вызывают обычно одновременный удар и у соседних пальцев. Во втором случае вследствие взмаха кисти руки кверху палец учащегося легко попадает на соседний, клавиш или между клавишами, что приводит к многим ошибкам. Решение этого спора даёт сама жизнь. Какому бы удару ни обучали машинистку на курсах, впоследствии она почти всегда переходит на удар кистью. Те немногие, которые сохраняют на некоторое время удар пальцем, пишут медленнее, оттиски их бледны, они часто перестают пользоваться мизинцами, как наиболее слабыми пальцами, и удар их всегда ближе к нажиму, чем к толчку.
 

С точки зрения слепого метода удар пальцем без помощи кисти руки имеет ещё тот недостаток, что учащиеся, оставляя руки всё время в соприкосновении с клавишами исходных позиций, пытаются находить нужные им клавиши на ощупь. Между тем, длина и направление каждого движения при слепом методе должны определяться в сознании учащихся представлением этого движения; осязание же совсем не должно участвовать в этом процессе, так как оно создаёт иные раздражения нервной системы; и, следовательно, иные рефлексы.
 

Кроме того, только кисть руки может придать толчку такую силу, при которой можно оторвать палец сейчас же после толчка, а это-то и необходимо для того, чтобы удар стал отрывистым. Наоборот, мускулатура каждого отдельного пальца настолько слаба, что новичкам-учащимся даже с сильными указательными и средними пальцами трудно придать толчку такую силу, чтобы отпечаток буквы получился достаточно отчётливым. Поэтому к толчку пальцев они невольно прибавляют ещё нажим клавиша до упора, и удар перестаёт быть отрывистым. Именно отрывистый удар не даётся сразу большинству учащихся, и многим из них приходится упорно работать над таким ударом. При ударе с размаху сверху палец, часто попадает мимо нужного клавиша на соседний клавиш или между клавишами. Получается или ошибочная буква, или полное отсутствие отпечатка. Естественно, что учащиеся во избежание ошибок стараются не делать размаха, а прямо нажимают клавиш; получается не удар, а нажим. Часто новички учащиеся судят также о качестве своей работы по качеству отпечатка и прежде всего по его густоте; бледный отпечаток создаёт у них впечатление плохого качества их работы. Усилить отпечаток увеличением размаха кисти они боятся из-за частых непопаданий по клавишам и вместо этого добавляют к толчку нажим, задерживая палец на клавише. Поэтому первая задача учащихся - дать хороший отрывистый удар, а потом уже добиваться безошибочного выполнения упражнений. Затем следует разъяснить учащимся, что качество отпечатков на бумаге станет хорошим, как только будет достигнут отрывистый удар, и что зависит это также от употребления в этот период свежих, неизношенных лент. Во всяком случае необходимо всегда иметь в виду, что отрывистый удар - это основа правильного письма на машине. Пока его нет, все другие задачи должны быть отодвинуты на второй план.

Поздравление на заказ

В начало страницы