Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.


III. КУРС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПИСЬМА


ТЕМА 5. ВЕРХНИЙ РЕГИСТР


 


 

Изучение согласования движений при нажиме на педали регистра с ударом по клавишам. Изучение движений пальца к клавишу "точка". Изучение замка верхнего регистра.
 

Упражнения для изучения согласования нажима на педали регистра с ударом по клавишам и для изучения движений к клавишу "точка"
 

Ржев Азов Поти Киев Орёл Елец Тула Сочи Изюм Чита Баку Ялта Эмба
Жало. Хлеб. Юнга. Щука. Урок. Звук. Море. Поле. Флюс. Курс. Гром. Шрам. Углич Галич Вятка Нежин Шклов Щигры Змиев
 

Южный. Центр. Цифра. Этика. Дубок. Чудак. Легче. Возле. Лотос. Торос. Даром. Излом. Алупка Херсон Сухуми Ростов Одесса Ереван Невель Москва Жиздра Фрунзе Батуми Якутск
 

Упражнения для изучения замка верхнего регистра
 

РЕЗЕДА. АВГУСТ. ПЕТУХИ. ОБИДЕЛ. ВМЕСТО. ЛОШАДЬ. ДОЛИНА.
ФОКУСЫ. ЖАСМИН. ГРАНИТ. КРЮЧОК. НОЗДРИ. ЕЗДОКИ. ШИРОКО.
УБЫТОК. ЩАВЕЛЬ. ЗЕВОТА. ХИТРЫЙ. ТЕЛЕГА. СТРОГО. ИНДЮКИ.
МЕЛКИЙ. ЧАЙНИК. БОДРЫЙ. ЯРОСТЬ. ЮРИСТЫ. ЦЕМЕНТ. ЭКИПАЖ.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЯТОЙ ТЕМЫ
 

За исключением движения левого указательного пальца к клавишу "точка", отнесённого к пятой теме по орфографическим соображениям, пятая тема не вводит в изучение новых движений пальцев к клавишам. Её задача - изучить правильное пользование верхним регистром.
 

Упражнения первой части темы предназначены для изучения правильного согласования нажима на педаль регистра с ударом по буквенному клавишу. Нажим на педаль регистра по своему характеру противоположен удару. Вместо отрывистого толчка, которым характеризуется удар, для подъёма верхнего регистра нужен плавный нажим на педаль регистра с задержанием пальца на педали до тех пор, пока буква не ударит по бумаге на валу машины.
 

Как известно, педаль регистра нажимается мизинцем той руки, которая не ударяет нужную при этом заглавную букву. Для буквенных клавишей, обслуживаемых правой рукой, регистр поднимается левым мизинцем, для обслуживаемых левой - правым мизинцем. Следовательно, для получения заглавной буквы нужно одновременное и согласованное в определённой последовательности участие обеих рук пишущего. Сначала нужен нажим до упора на педаль регистра и только после этого - удар пальцем другой руки по буквенному клавишу, а после удара буквы о вал машины - отрыв пальца противоположной руки от педали регистра. Всякая несогласованность в последовательности этих движений неминуемо вызывает положение заглавной буквы выше строчки, доходящее в отдельных случаях до того, что вместо заглавной буквы на бумаге получается отпечаток нижнего края заглавной буквы и верхнего края строчной, часто не позволяющий даже определить, какая же это буква.
 

Вот это-то согласование в определённой последовательности движений обеих рук учащегося и является предметом изучения в первой части пятой темы. Слишком же поздний (т.е. одновременно с ударом по буквенному клавишу) нажим на педаль регистра или слишком ранний (т.е. прежде чем буква успела ударить о вал) отрыв мизинца от регистра обязательно вызовут положение заглавной буквы выше соседней строчной или даже отпечаток кусочков обеих букв.
 

Это согласование должно быть не только понято учащимися, но и закреплено ими в виде настолько твёрдого навыка, чтобы он не утрачивался впоследствии при переходе на быстрый темп письма. В работах многих даже высококвалифицированных машинисток мы находили много кусочков двух букв вместо одной заглавной. Это ясно указывает, что во время пребывания их на курсах не было обращено достаточного внимания на это согласование и соответствующего твёрдого навыка в согласовании они на курсах не получили.
 

Упражнения второй части пятой темы имеют своей задачей изучение умелого и быстрого пользования замком верхнего регистра, так как письмо заглавным шрифтом само по себе ничего нового в изучение не вводит и было бы бесцельно затрачивать учебное время на процесс письма заглавным шрифтом. В этих упражнениях самое важное - своевременное освобождение замка регистра, чтобы вместо точек не получалось семёрок. Эта досадная ошибка, трудно исправимая стиранием резинкой, - тоже частое явление в работах квалифицированных машинисток.
 

При необходимости сокращения материала упражнений для особо отставших учащихся можно отказаться в пятой теме от половины упражнений второй части темы, а из первой части отбросить последние 12 упражнений, закончив эту часть словом "Излом".



В начало страницы