Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.


III. КУРС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПИСЬМА


ТЕМА 1. ОСНОВНОЙ РЯД КЛАВИАТУРЫ


 


 

Упражнения для изучения удара
 

ролд выф пролдж авыф
 

Упражнения для изучения движений пальцев на клавишах основного ряда
 

рыл ров рвы выл вол лов рад вал ода лад дар дал два пыл пар жар пыж
 

роды волы овод орлы долы арфы фары рады рвал орда вода лады дыра дары лава арфа полы пора пола пары павы лапы жало ждал жара лыжа ложа
 

оводы вдовы вывод вырыл довод дрофы аврал рыдал
 

рвала вдова выдал дрова додал фалды флора фалда право парад падал выпал опора ждала выжал жажда
 

выводы доводы аврора фарфор рыдала выдала вырыла давало порода правда продал подвал подала провал попало вправо выпало пропал оправа жаждал выждал дважды
 

радовал выдавал вырывал жаждала пропажа продажа прождал водопад выпадал
 

радовало выдавала вырывала продавал пропадал оправдал водопады выпадало подождал порождал
 

продавала пропадало продолжал подождала
 

Контрольные фразы к 1-й теме
 

папа продал фары
вдова подала воды
в ров падала вода
пыж попал в дрова
жара порождала пожары
дрофа попала в водопад
в подвал попадала вода
вдова продавала фарфор
лыжа дважды падала в ров
вдова вырвала жало овода

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ТЕМЫ
 

После вводной беседы, темой для которой должны быть основные положения теории и методики машинописи (значение схемы клавиатуры для облегчения представлений о движении пальцев к клавишам, значение правильного удара по клавишам для будущей быстроты письма, роль ритма в машинописи, безошибочность как основа слепого письма, необходимость медленного темпа в выполнении упражнений, пока движения пальцев не станут механическими, и проч.), надо, конечно, прежде всего показать учащимся, как правильно вставлять, выравнивать и вынимать бумагу, и объяснить им те простейшие механизмы машины, без умелого пользования которыми невозможно писать упражнения.
 

Объяснять эти механизмы надо по принципу: объяснять только то, чем учащиеся тотчас же будут пользоваться. Поэтому надо показать вал, ручки вала, щиток, на который кладётся бумага, когда её вставляют в машину, бумагоосвободитель, бумагодержатели, полеустановители, каретку как движущуюся часть машины, в отличие от корпуса как неподвижной части машины, свободный ход каретки, рычаг для перевода строк, регулятор интервалов, клавиатуру как совокупность буквенных клавишей, и промежуточный (пропускной) клавиш, назначение которого - делать промежутки (пробелы) между словами.
 

Объясняя действия бумагоосвободителя, надо непременно обратить внимание учащихся на то, что этот механизм как при работе, так и после работы обязательно должен быть приведён в своё исходное положение. Передвижение каретки при письме или от руки с открытым бумагоосвободителем на многих системах машин очень легко приводит к поломке лентоводителя (или хотя бы к его повреждению), а оставление бумагоосвободителя открытым после работы приводит к неравномерному растягиванию пружин, результатом чего потом является скашивание бумаги при работе.
 

Поэтому, объясняя, как вынимается бумага из машины, лучше первоначально рекомендовать учащимся делать это вращением ручки вала. Приём вынимания бумаги открыванием бумагоосвободителя много рациональнее, но при этом учащиеся, внимание которых поглощено другими задачами, систематически забывают приводить бумагоосвободитель в его исходное положение.
 

Действия клавиша обратного хода каретки и полеосвободителей не только не следует здесь объяснять, но надо категорически запрещать пользование этими механизмами, если учащиеся сами найдут их на машине, пока учащиеся пишут упражнения из отдельных слов. Для выполнения таких упражнений клавиш обратного хода совершенно не нужен, так как перебивки в выполнении упражнений недопустимы, а пользование как этим клавишем, так и полеосвободителями срывает руки учащихся с исходных позиций и, следовательно, вредит учебному процессу.
 

Первое время лучше воздержаться от объяснения действия и механизма для изменения движения ленты. Несмотря на простоту этого механизма, учащиеся, сознание которых заполнено многообразием нового, первоначально плохо усваивают этот механизм и только портят ленты перематыванием их с катушки на катушку, этот механизм лучше объяснить им несколько позднее, когда они уже освоятся с первоначальными упражнениями. А до этого следует предложить им при каждой остановке ленты обращаться к преподавателю.
 

Действия же всех других механизмов и частей, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, например строкоустановителем и механизмом свободного вала (выключения зубцов вала и проч.), следует объяснять только после перехода всей группы к разделу оформления машинных бумаг, где эти механизмы только и могут быть использованы ими на практике.
 

Объяснив действия необходимых механизмов и проверив у всех учащихся элементарное умение пользоваться ими, можно перейти к существу первой темы - удару по клавишам и изучению движений пальцев на клавишах основного (второго снизу) ряда клавиатуры. Здесь надо прежде всего, конечно, дать аппликатуру (распределение) пальцев на клавишах основного ряда. И только - основного, так как аппликатура пальцев на клавишах других рядов всё равно не удерживается в памяти учащихся, раз им не приходится тут же усваивать её практически. Дальше надо отчётливо продемонстрировать правильную посадку, положение рук на клавиатуре, резко подчеркнув при этом значение исходных позиций рук, на клавиши которых пальцы учащихся должны возвращаться после каждого удара.
 

Мы не останавливаемся подробно ни на правильной посадке, ни на положении рук на клавиатуре, так как эти вопросы многократно излагались в имеющейся машинописной литературе и, конечно, общеизвестны.
 

Только после таких объяснений и демонстраций можно перейти к изложению правильных приёмов письма. Эти приёмы ставят перед учащимися три задачи: отрывистый удар по клавишам, безошибочность письма и равномерный ритм в ударах по клавишам. Каждая из этих задач требует от новичков большого напряжения внимания. А внимание, как известно, рассеивается, если оно не сосредоточено на каком-либо одном предмете. Поэтому нельзя, конечно, сразу ставить перед учащимися все три задачи.
 

Так как по техническим свойствам пишущей машин основой письма является отрывистый удар по клавишам, без которого впоследствии недостижимо быстрое письмо, то начинать надо, конечно, с удара. Укоренившийся неправильный удар очень трудно поддаётся последующему исправлению, а самое это исправление отвлекает потом внимание учащихся от последующих задач и очень мешает нормальному развитию учебного процесса.
 

Поэтому правильный удар должен быть понят и в основном усвоен учащимися до того, как перед ними встанет во всей полноте задача безошибочного выполнения упражнений. Такое разделение задач тем более необходимо, что, как известно, большинству учащихся отрывистый удар не только не даётся сразу, но самое понятие "отрывистый" плохо воспринимается их сознанием. Шрифт пишущей машины, совсем непохожий на рукописный и очень напоминающий типографскую печать, создаёт у новичков представление не письма, а печатания, а печатание в свою очередь отождествляется ими с тиснением. От новичков никогда не приходится слышать: "написать", "переписать", а всегда "напечатать", "перепечатать". В то же время хорошее письмо в представлении новичков отождествляется с ясным, густым отпечатком буквы на бумаге. Отсюда у новичков предвзятое желание как можно крепче притиснуть букву к бумаге, подобно печати, которую ставят на документах, т.е. стремление делать как раз противоположное тому, что нужно для отрывистого удара.
 

Обычно в руководствах по машинописи рекомендуется в этом случае давать учащимся сравнение с горячими, раскалёнными предметами: клавиши как бы горячие, к ним можно только прикоснуться, но нельзя задерживать на них пальцы. Но в действительности клавиши совсем не горячие, их температура ничем не напоминает учащимся, что пальцы на них нельзя задерживать, и учащиеся тотчас же забывают об этом нереальном сравнении.
 

По нашим наблюдениям гораздо лучшие результаты даёт такое указание: "Вы не должны чувствовать при ударе по клавишу, что он дальше не идёт, вы должны оторвать от него палец раньше, чем клавиш дойдёт до упора". Соединённое с этим указанием требование непременно отбрасывать немного руку кверху после каждого удара довольно скоро приводит учащихся к правильному пониманию отрывистого удара, а ощущение, что клавиш упёрся и дальше не идёт, постоянно напоминает им об этом указании.
 

Из изложенной выше теории письма мы видели, что для достаточной и, главное, равномерной силы удара в нём должна участвовать не только мускулатура пальцев, весьма различная по силе у отдельных пальцев, но мускулатура кистей рук. Поэтому удар по клавише должен быть не только отрывистым, но и ударом кисти, а не только пальцем, или, как принято говорить, удар должен быть бросковым, а не ползающим.
 

Эти необходимые свойства удара по клавишам создают довольно сложные сочетания движений пальцев и кисть рук, которые новичкам довольно трудно понять и освоить, если их не расчленить первоначально на несколько отдельных последовательных движений. Ведь ясно, что при ударе кистью новичок ударит сразу всеми четырьмя пальцами руки, буквенные рычаги соответствующих клавишей сцепятся и никакого эффекта не получится. Далее, после удара новичок инстинктивно отбросит кверху ударивший палец, как временно ему ненужный и только мешающий удару следующим пальцем. Так именно и получается у новичка, если ему предоставить самому сочетать необходимые для правильного удара движения.
 

Между тем, для того, чтобы удар получился только одним пальцем, а не всеми четырьмя, конечно, необходимо, чтобы этот палец предварительно занял выдвинутое положение среди других пальцев той же руки, а для того, чтобы пальцы после ударов не теряли своей ориентировки на исходных позициях, необходимо также, чтобы отработавшие пальцы не уходили вверх, а немедленно возвращались со всеми остальными пальцами на исходные позиции.
 

Поэтому, начиная изучение правильного удара, мы считаем необходимым, во-первых, начинать его с ударов только по клавишам исходных позиций и, во-вторых, давать учащимся следующую схему последовательны" движений пальцев и кистей рук.
 

1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций (на прилагаемой схеме клавиатуры эти клавиши подчёркнуты), сначала слегка (примерно на один сантиметр) приподнять все пальцы, кроме ударяющего. 2. В таком положении пальцев (т.е. в выдвинутом книзу для ударяющего пальца) взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см. 3. Ударить теперь с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки. 4. Немедленно после этого поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.
 

Когда эта схема движений пальцев и рук для получения правильного удара понята и в основном усвоена всеми учащимися, надо перейти к изучению удара по клавишам основного ряда вне исходных позиций. Здесь к изложенной схеме движений надо добавить ещё один начальный член, и она станет такой:
1. Поставив все пальцы на клавиши исходных позиций, сначала отвести ударяющий палец к нужному клавишу (например, указательный палец правой руки к клавишу "п"), обязательно оставляя остальные пальцы той же руки на клавишах исходных позиций.
2. В таком положении пальцев поднять кверху примерно на 1 см все пальцы, кроме ударяющего.
3. В таком положении взмахнуть всей кистью руки кверху примерно на 2-3 см.
4. Ударить с этой высоты по нужному клавишу, отрывая от него палец раньше, чем клавиш дошёл до упора, и тотчас же отбросить обратно кверху на те же 2-3 см всю кисть руки.
5. Немедленно поставить все четыре пальца на клавиши исходных позиций.
 

Обе эти схемы надо, конечно, предварительно отчётливо продемонстрировать сначала групповым порядком, а затем индивидуально каждому учащемуся, для которого эти схемы необходимых движений недостаточно ясны.
 

В качестве упражнений для изучения удара лучше брать сочетания из букв подряд на клавишах сначала исходных позиций, а потом всего основного ряда (как мы это и даём ниже), чем из слов, которые можно было бы составить для этого из тех же букв.
 

Так как цель этих упражнений - ещё не безошибочное письмо, а только правильный удар по клавишам, то смысл того, что получается на бумаге, всё равно не может служить показателем правильности или неправильности движений, производимых учащимся. При замене же таких сочетаний букв словами, внимание учащихся неминуемо отвлекалось бы смыслом написанного и необходимостью не перебирать просто пальцами по клавишам подряд, а ещё за той последовательностью в ударах различных пальцев, какую требует каждое осмысление слово.
 

Равным образом, вопреки открытым Ляи законам чередования рук, лучше вести изучение удара поочерёдно то одной правой рукой, то одной левой, причём свободна рука должна, конечно, сохранять своё правильное положение на исходных позициях противоположной половины клавиатуры, а её большой палец должен своевременно делать промежутки после каждого упражнения. Распределение же таких упражнений сразу на обе руки, хотя и привело бы к чередованию рук, но осложнило бы процесс изучения удара отвлечением внимания учащихся на соблюдение этого чередования.
 

Каждое из приведённых ниже упражнений для изучения удара надо, конечно, повторять многократно до тех пор пока удар у всех учащихся не начнёт приближаться к правильному. Если же пальцы учащихся начнут уставать ранее этого момента, то надо перейти к упражнению для другой руки, возвращаясь потом опять к первому упражнению, пока удар не станет удовлетворительным.
 

При таком порядке изучения удара по указанным схемам движений и на упражнениях из клавишей, взятых подряд, удаётся в довольно короткий срок добиться удовлетворительного удара у всей группы учащихся. Возможные при этом отдельные неудачи всегда являются только следствием торопливости и нетерпеливого желания добиться результата поскорее. Поэтому сдерживание темпа выполнения этих упражнений всегда дает прекрасные результаты.
 

Добившись удовлетворительного удара на упражнениях из сочетаний клавишей, взятых подряд, можно перейти к упражнениям из слов и поставить перед учащимися вторую задачу - достижение безошибочного выполнения каждого упражнения. Однако и при постановке этой задачи нельзя ещё считать задачу правильного удара выполненной окончательно. Необходимость следить за правильной последовательностью букв в выполняемом слове-упражнении очень легко приводит учащихся в этом периоде к несоблюдению схемы последовательных движений пальцев и рук при ударе, и качество последнего начинает ухудшаться. В таких случаях, если учащимся не удаётся добиваться безошибочного выполнения упражнений и одновременном соблюдении необходимых для правильного удара движений, то лучше временно отказаться от требования безошибочности, но обязательно добиться строгого соблюдения правильного удара.
 

Обычно к середине упражнений первой темы всем учащимся уже удаётся сочетать требования правильного дара с требованиями безошибочности письма, и тогда требование безошибочного выполнения каждого упражнения в двух последних строках может быть поставлено во всей его полноте.
 

Когда и требование безошибочного выполнения каждого упражнения усвоено учащимися, что обычно наступает на упражнениях второй половины первой темы, то можно приступить к третьей задаче - усвоению равномерного ритма письма.
 

Ритмические упражнения - это, как известно, упражнения, выполняемые одновременно всей группой подсчёт такта, который даёт преподаватель. При подборе упражнений для выполнения их в такт следует соблюдать следующие требования:
1) давать только те слова-упражнения, которые были уже безошибочно выполнены слабейшими из группы;
2) давать слова только из нечётного, числа букв, чтобы вместе с ударом по промежуточному клавишу, общее число ударов в упражнении было чётным; это обеспечивает постоянное совпадение счёта "раз" с первой буквой каждого слова-упражнения, что в свою очередь облегчает возможность учащимся, выбившимся из такта, снова в него включиться;
3) состав букв в слове подбирать так, чтобы руки учащихся первоначально чередовались после каждого удара, а в дальнейшем такое чередование было бы по возможности более частым. Это облегчает первые шаги учащихся в освоении равномерного ритма, так как чередование рук само но себе более ритмично, чем чередование пальцев одной и той же руки;
4) начинать первые ритмические упражнения с коротких слов в 3 буквы.
 

Ниже дан набор слов для ритмических упражнений, подобранных в порядке постепенной трудности и в количестве, достаточном для первой темы. Однако при таком подборе упражнений для облегчения освоения равномерного ритма он оказывается первоначально очень трудным для учащихся, большинство которых обычно совершенно не встречалось с ритмом в был Поэтому в ритмических упражнениях первоначально приходится совершенно выключать требования и безошибочности, и правильного удара. Пусть в буквах будут ошибки, пусть пальцы иногда задерживаются на клавишах, главное - не выбиваться из такта. Когда же вся группа уловит общий ритм письма и войдёт в него, к учащимся вернётся и безошибочность письма, и правильный удар. Но для этого важно не приступать к ритмическим упражнениям до полного усвоения всеми учащимися и отрывистого удара, и безошибочности письма. Наоборот, совершенно безразлично, над каким упражнением первой темы работает в это время индивидуально каждый учащийся; безразлично даже, если отдельные учащиеся уже успели к этому времени перейти к следующим темам, так как выполнения в такт всё равно можно давать только те упражнения, которые уже проработаны слабейшими из группы.
 

Самая организация ритмических упражнений проводится так. Длина строки для этих упражнений берётся во всю ширину бумаги с отступлением от её левого края всего на 2-3 удара. Перед началом каждого упражнения все учащиеся отводят каретки к началу строки. Преподаватель занимает в группе такое место, с которого ему хороша видно окончание строки на машине, имеющей наиболее расставленный шрифт; когда строка на такой машине заканчивается, он даёт группе общее распоряжением "переведите каретки для следующей строки", что должно выполняться немедленно всей группой, независимо от того, что на машинах с сжатым шрифтом строки остаются незаконченными. Счёт такта следует вести на 2, а не на 4 деления: "раз - два", "раз - два", а не "раз - два -три - четыре", так как длинное слово "четыре" даёт менее отчётливый такт, а деление на 3 гораздо хуже улавливается учащимися, не знакомыми с ритмом.
 

Объявив учащимся слово, которое будет предметом ритмических упражнений, преподаватель даёт сначала счёт нескольких тактов, в течение которых учащиеся еще не пишут (так называемые пустые такты или паузы), чтобы дать им возможность вслушаться в общий темп письма, в котором им придётся писать, а уж затем на счет "раз" взмахом руки включает в такт письма всю группе учащихся.
 

После перевода всей группой кареток для следующей строки опять следует просчитать хотя бы один пустой такт, иначе отдельные учащиеся сразу начинают письмо в разных темпах и, конечно, выбиваются из такта.
 

Когда учащиеся настолько установятся в такте, что у большинства их уже не будет при этом и ошибок в буквах слова, то преподаватель, предупредив об этом группу, даёт счёт такта только в начале строки, перестаёт отсчитывать такт и предоставляет учащимся самим писать в общем такте, ориентируясь на удары букв о вал машины друг у друга. Обычно учащиеся в таком случае хорошо заканчивают строку с чётким соблюдением общего такта. Нередко однако, бывает, что в таких случаях учащиеся, предоставленные самим себе, начинают ускорять темп письма, в результате чего слабейшие выбиваются из такта. В последнем случае преподаватель снова сейчас же включает счёт такта вслух и этим сдерживает тех, кто пытается ускорить общий темп письма.
 

Первому ритмическому уроку обычно приходится посвятить около получаса времени, причём и за такое время часто не удаётся достигнуть всего, что описано выше. В таком случае остальное надо отложить на следующий ритмический урок, потому что при большей продолжительности урока внимание учащихся постепенно притупляется и хороших результатов всё равно не удаётся получить.
 

В дальнейшем каждому ритмическому уроку надо посвящать 15-20 минут, уделяя это время на каждом, текущем уроке на всём протяжении изучения слабейшими учащимися первых трёх тем, что в общей сложности потребует около 225-275 минут, или 5-6 учебных часов.
 

Количество слов-упражнений, которое следует использовать для каждого ритмического урока, зависит от темпа письма, который вначале должен быть очень медленным и который в дальнейшем надо ускорять с большой постепенностью. Обычно для первых уроков приходится использовать 2 слова-упражнения, в дальнейшем 2-3: и под конец 3-4, а иногда и 5 слов. Во всяком случае не следует пользоваться одним и тем же словом на протяжении более 12-15 строк, так как при чрезмерно длительном повторении одних и тех же движений пальцы учащихся начинают заплетаться и результаты упражнений ухудшаются.
 

При таком объёме ритмических упражнений и при пользовании для изучения техники письма упражнения подобранными группами из одинакового количества букв, у всех учащихся к концу курса оказывается настолько равномерный ритм письма, что случаи сцепления рычагов даже в условиях торопливости встречаются лишь как редкое исключение, а это и является конечной целью усвоения правильного ритма.
 

При таком разделении и последовательном выполнении задач усвоения удара, безошибочности и ритма упражнения первой темы легко усваиваются всеми без исключений учащимися.
 

Когда каждый учащийся закончил надлежащим образовывать все упражнения первой темы, ему надо дать для выполнения контрольные фразы, приведённые ниже (в конце первой темы). Из многих приёмов выполнения этих наилучшие результаты, по нашим наблюдениям, даёт требование написать каждую фразу столько раз, сколько потребуется, чтобы 3 последние раза фраза была написана совсем без ошибок. При этом технически лучше повторять эту фразу не в той же строке, а друг под другом, т.е. начинать фразу всегда с новой строки. При таком способе учащимся гораздо легче тотчас же замечать свои ошибки, так как одни и те же буквы слов фразы в таком случае оказываются друг под другом.
 

Тем не менее не следует придавать выполнению этих фраз исчерпывающее значение для оценки успеваемости отдельных учащихся. Нередко бывает, что относительна слабые учащиеся, сосредоточив всё своё внимание на коротком отрезке времени, потребном для выполнения этих фраз, подают хорошие работы, в то время как текущие работы, вследствие неумения длительно удерживать внимание сосредоточенным, пестрят ошибками и большинство слов в их текущих упражнениях бывает выполнено безошибочно в двух последних строках лишь в результате написания слова на протяжении 6-8 строк. Наоборот, хорошие учащиеся нередко выполняют эти фразы хуже своих текущих работ только потому, что эти фразы - контрольные. (Ведь хорошие учащиеся всегда больше волнуются при контрольных работах, чем плохие.)
 

Поэтому основной базой для оценки успеваемости, нашим наблюдениям, должно быть текущее выполнение отдельных слов-упражнений каждой темы. Учащиеся, которые настолько сознательно и внимательно выполняют каждое слово-упражнение, что добиваются его безошибочного выполнения в двух последних строках в среднем на протяжении всего 2-3 строк, впоследствии к концу курса пишут совсем без ошибок; те же, которые для получения такого же результата пишут каждое слово в среднем по 6-8 строк, и к концу курса сохраняют в своём письме количество ошибок, близкое к предельно допустимой норме.
 

При равных качествах выполнения текущих упражнений целесообразно также учитывать в оценке успеваемости и темп выполнения упражнений отдельными учащимися.
 

Упражнения для ритмических занятий к 1-й теме
 

рыл рад лад дал пыл пар жар пыж
рыдал парад падал оводы жажда выпал выжал
вдова




В начало страницы