Слепая машинопись

Статьи о клавиатурных тренажерах
· Клавиатурный тренажер или как быстрее "ослепнуть"
· Две статьи с обзором 20 тренажеров
· Статья с обзором 17 клавиатурных тренажеров
· Алексей Комарницкий и его Инструктор КНОП
· Обучение слепой печати по методу Гальперина П.Я.
"Самоучитель машинописи" Б.И.Березина
· Методика обучения машинописи
· Организация машинописного труда
· Машинописные упражнения
Методика пакетного письма
· Введение
· Из истории машинописи
· Анализ основных положений методики
· Модель пакетного письма
· Формирование качества письма
· Развитие скорости письма
· Структура упражнений
· Освоение клавиатуры
· Буквенные ряды клавиатуры
· Закрепление письма на буквенных рядах
· Цифровой ряд клавиатуры
· Формирование пакетного письма
· Развитие пакетного письма
· Использование навязываемого темпа
· Роль преподавателя в совершенствовании упражнений
· Перспективы использования микро-ЭВМ при обучении
· Заключение + Приложения
Теория машинописи и методика изучения техники письма (1948г)
· Предисловие
· "Слепой" метод письма
· Удар по клавишам
· Ритм письма
· Методическое обучение и производственное ученичество
· Общая методика изучения техники письма
· Система деления клавиатуры для её изучения и система построения курса упражнений
· Тема 1. Основной ряд клавиатуры.
· Тема 2. Верхний ряд клавиатуры.
· Тема 3. Нижний ряд клавиатуры.
· Тема 4. Четвёртый ряд клавиатуры.
· Тема 5. Верхний регистр.
· Тема 6. Цифры арабские и римские и знаки, употребляемые вместе с цифрами.
· Тема 7. Связный текст.
· Темп письма и методика оценки контрольных работ.

Обзор 17-ти клавиатурных тренажеров


Все права на данную статью принадлежат Хованович Екатерине Александровне - преподавателю испанского языка Российского университета дружбы народов ejovanovich@rambler.ru

Статья опубликована с согласия автора.

Лет 12 назад я научилась печатать вслепую, тогда еще на пишущей машинке, по тонкой книжечке Владимира Шахиджаняна, изданной в каком-то провинциальном издательстве. Тогда она еще называлась "Уроки игры на пишущей машинке" и оказалась единственным в моей жизни самоучителем, который мне удалось пройти до конца (месяца за два), да еще и добиться результата. От пишущей машинки совершен был естественный, хотя и не совсем плавный переход к компьютеру. Я стала поглядывать на верхний ряд (цифры и знаки препинания), ведь он отличался от машиночного. Если меня это и беспокоило, то мало: приучилась писать числа словами - вот и выход. Однако не зря, видно, говорят о двенадцатилетних циклах в истории, а может, и в жизни каждого. Этой зимой меня обуял бес машинописи, я начала со знакомого курса (теперь он существует в виде Программы, которую создает и поддерживает целая Фирма!), Программа ("Соло на клавиатуре") меня не удовлетворила, я отправилась искать - в Интернете и не только - другие, по всем по ним занималась, цифры и знаки препинания освоила, а потом еще научилась набирать вслепую по-испански! Многие программы изучила я вдоль и поперек, некоторые только по диагонали, продолжаю тренироваться на тех из них, которые мне больше понравились. Не претендую на звание специалиста, я всего лишь многострадальный пользователь, так и не нашедший Той Самой Единственной и Неповторимой. Однако мой "обзор изнутри", возможно, заинтересует мне подобных. Итак, вот он.

Перед названиями программ я поставила по нескольку звездочек. Чем больше звездочек, тем больше мне понравилась программа. Однако советую не обращать на них внимания: почти уверена, что, прочитав обзор до конца да еще и познакомившись с программами, вы в половине случаев со мной не согласитесь. Все мы разные. На вкус и на цвет… Ну и так далее.


**

СОЛО- на клавиатуре 150-250 рублей, либо 15 долларов (для зарубежья) - русский и английский

***

Стамина- бесплатная - русский, английский и любой другой язык, раскладка которого поддерживается вашим Windows

**

Бомбина - бесплатная - русский и английский

***

KeyTO- бесплатная - русский, английский, немецкий

***

Виртуоз - русский и английский

***

Аленка - бесплатная - русский

*

Мильтон- бесплатный - русский

*

Babytype - русский и английский

**

Keyboard Simulator - русский и английский

*

Letters - латинский алфавит, только строчные буквы

***

Маэстро бесплатная - русский

****

SESType- бесплатная + необязательное, но довольно полезное дополнение за 15 € - английский, русский, испанский, французский, каталонский, финский

****

MecaMatic- 25€ - испанский

**

Taca-Taca- бесплатная - испанский

***

Tuch-Typing- 39$USA говорящая - английский

****

TypingMaster- 25€, 25$USA - английский, испанский

***

The Typing of the Dead- 26$ - английский

*****

Тренажер, сочетающий в себе достоинства вышеуказанных и лишенный их недостатков. Еще не создан!


Целых 17! Тут недолго и заблудиться. Составим план:

  1. Внешнее оформление (красавицы и скромницы).

  2. Методические указания (а есть ли они?).

  3. Содержание упражнений (от простого к сложному)

  4. Содержание упражнений (учат жить или развлекают?)

  5. Способы подачи и закрепления материала (как программа работает и что считает).

  6. Настройки (что можно убрать, изменить, добавить по своему вкусу).

  7. Заключение (Хотите советов? Их есть у меня).

Внешнее оформление

Кто-то скажет, что не это, мол, главное – и будет прав. Однако не зря нам с детства внушали: рабочее место должно быть (а) удобным, (б) красивым. Или (а) красивым, (б) удобным. Но это уж кому как больше нравится.

Так вот, программы, если рассматривать их с этих точек зрения, сразу делятся на две неравные группы:
- программы под DOS (KeyTO, BabyTipe, Аленка);
- программы под Windows (все остальные).

Программы под Windows можно поделить еще на две группы:
- нарядные (СОЛО, Стамина, Бомбина, TypingMaster, The Typing of the Dead);
- скромные и деловые (Виртуоз, Мильтон, Маэстро, SESType, MecaMatic, Taca-Taca).

Те, что не вошли ни в первую, ни во вторую группу, - это деловые с некоторым уклоном в нарядность.

Если вас интересуют программы с анимацией, то к вашим услугам СОЛО (симпатичный рыжий Миксанатик), Бомбина (ах, любимые летающие бегемоты!) и скромный тренажер Маэстро, в окне которого над изображением клавиатуры прозрачные руки набирают нужные буквы и слова. Если хотите, чтобы программа разговаривала с вами человеческим голосом, то СОЛО, Стамина, Tuch-Typing вас развлекут. Многословнее всех СОЛО версии 8.8 (только на дисках), которое голосом автора ("Я Владимир Владимирович Шахиджанян, ваш учитель"), объяснит вам и правила набора вслепую, и правила достойного существования, призовет не унывать и не падать духом. Стамина умеет произносить всего несколько слов и фраз, зато на двух языках и всегда к месту.

В Стамине есть еще и музыкальное сопровождение, и потрясающе красивые пейзажи в качестве, так сказать, обоев.

Но вне конкуренции по оформлению The Typing of the Dead. Это популярная полномасштабная игра-стрелялка с увлекательным сюжетом и разнообразнейшими персонажами.


Методические указания

Клавиатурные тренажеры рассчитаны в основном на самостоятельную работу, так что методические указания к ним необходимы. Тем не менее есть они не во всех.

Внимание: в тренажерах Виртуоз, Мильтон, Аленка, Babytype, Keyboard Simulator, Letters методические указания почти или полностью отсутствуют

Самые интересные и толковые методички в программах Стамина, Бомбина (методичка висит в Интернете), Taca-Taca (на испанском, к сожалению), KeyTO. Их стоит прочесть, даже если вы не собираетесь заниматься по этим программам. KeyTO тренажер со своеобразной методикой, аналогов которой, судя по всему, нет. В Стамине вы найдете упражнения для глаз, а в "Така-така" - для рук, ног, шеи. В Бомбине есть фотография, иллюстрирующая положение рук. В "Така-така" - рисунок. А вот в СОЛО… Соло на клавиатуре - это не какой-то пустяковый тренажер, это Курс, состоящий из Уроков. И методические указания рассредоточены по урокам и сообщениям об ошибках. Просто так вы их не прочтете, надо проходить урок за уроком. Залезть в методичку, как в справочник, не удастся. Зато только в СОЛО версии 8.8 есть видеоролик с правильным положением рук.


Содержание упражнений (от простого к сложному)

Содержание упражнений. Или наполнение упражнений. Что имеется в виду? Ну, во-первых, есть содержание методическое: то ли это буквы, сочетания букв, то ли фразы, то ли отдельные слоги, то ли целые тексты. В каких сочетаниях, в каком порядке они выстроены? Это чрезвычайно важно. Но есть и содержание, так сказать, общечеловеческое. Ведь набираем мы текст. О чем он? Слова. Какие они? Ведь и это далеко не пустяк. (Или вы не согласны?)

Начнем с первого, с методического содержания. По правилам методики (от простого к сложному, повторение, закрепление, мотивация) следует подавать материал в таком порядке: от отдельных букв к сочетаниям, от сочетаний к коротким словам, от коротких слов - к длинным, от длинных слов к фразам, от фраз к тексту. От основного ряда к верхним и нижнему. От указательного пальца (самого ловкого) к мизинцам, и их тренировать подольше. В упражнениях должен постоянно повторяться ранее пройденный материал.

Итак, получается, что оптимальная система упражнений должна строиться так:

Этапы освоения клавиатуры: Основной ряд (фывапролджэ) от середины к краям - второй сверху ряд (йцукенгшщзхъ) от середины к краям, с активным использованием букв основного ряда - нижний ряд (ячсмитьбю.) от середины к краям с активным использованием букв освоенных прежде рядов - самый верхний ряд (ё1234567890-=\) от середины к краям с активным использованием всех букв алфавита. Заглавные буквы и знаки препинания можно осваивать перед освоением самого верхнего ряда или после - это не существенно. Если по окончании всех этих мучений еще останутся силы (а это зависит и от тренажера тоже), можно освоить фунциональные клавиши, всякие там табуляторы, Альты, Капс Локи и пр. Важно (но ни один тренажер этому не учит) вслепую переключать раскладку с русской на латинскую и обратно, набирать смешанный текст.

Выстраивание упражнений по уровню сложности (желательно, при освоении каждого ряда): отдельные буквы - сочетания, характерные для данного языка - короткие слова - длинные слова - фразы. Когда освоены три или уже все четыре ряда, цепочка продолжается, за фразами - короткие тексты - длинные тексты.

Что до этапов освоения клавиатуры, то почти во всех тренажерах они идут именно в указанной последовательности. Исключения - Letters и KeyTO, Бомбина. Ну Letters - это просто игрушка, она учит быстро находить на клавиатуре строчные буквы латинского алфавита. Можно использовать ее как дополнительный тренажер, если вы занимаетесь по какой-нибудь более серьезной программе, прошли уже все ряды клавиш и хотите улучшить реакцию. А вот KeyTO - программа интересная, со своей собственной идеологией. Она учит набирать с самого начала на всей клавиатуре, глядя на ее изображение. Только строчные буквы. Не знаю, так ли уж это трудно. Мне KeyTO попала в руки тогда, когда я уже умела набирать вслепую по-русски, а на английской раскладке учиться не хотела (и до сих пор не хочу, мне достаточно испанской). В Бомбине освоение клавиатуры идет по иному, вертикальному принципу. Первое упражнение - на весь основной ряд, второе - на него же с прописными буквами, а потом - на каждый палец сквозь все ряды. Причем, первым начинает работать мизинец левой руки. То есть бедному начинающему почти сразу предлагают набирать букву ё, цифру 1, восклицательный знак. Освоив этот столбик, ученик переходит к следующему, но знаки предыдущего столбика уже не повторяются. То есть теперь мы осваиваем цыч, а про ё можно временно (а то и навеки) забыть. То есть с соблюдением Великих и Ужасных принципов методики тут явно не все в порядке. И очень зря. Правда, набор упражнений можно и подправить… Скажем, вертикальный принцип сохранить (в нем нет ничего плохого), но не вводить слишком рано прописные буквы, идти от середины клавиатуры к краям, продолжать тренировать и середину, по мере продвижения к краям. Лучше бы это сделал автор программы. Но, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, можем и мы с вами.

С выстраиванием упражнений по сложности все совсем не так. Тут царит разнобой.

Babytype отрабатывает ТОЛЬКО буквы и совершенно случайные и бессмысленные их сочетания, но с постоянным ускорением.

Бомбина идет от букв и бессмысленных сочетаний сразу к длинным текстам. Если вы уже освоили все ряды клавиатуры с помощью другого тренажера, то на текстах Бомбины очень хорошо тренироваться.

С Виртуозом и Аленкой дело обстоит лучше. Виртуоз: буквы - сочетания - слова. Аленка: буквы - сочетания - слова - фразы.

"Така-така" и Keybord Simulator идут от букв к словам средней длины. В "Така-така" за ними следуют фразы, а в Keybord Simulator - не знаю. Не прошла его полностью.

Схема более или менее похожая на нашу "идеальную" - в СОЛО на клавиатуре, в Стамине, в SESType, TypingMaster, MecaMatic, The Typing of the Dead. В последнем от упражнений высшего уровня, с длинными фразами, с ответами на каверзные вопросы, можно в любой момент перейти к отработке отдельных букв и знаков. В самой игре по ходу дела попадаются упражнения самого разного уровня. В Стамине интересно то, что есть специальные упражнения на распространенные приставки, суффиксы, окончания - в других программах такого не найдешь. В СОЛО все было бы неплохо, но автора подводит магическая цифра 100. В курсе 100 упражнений. Кто прошел его, знает, что это видимость, на самом деле их раза в два с половиной больше. Просто некоторые "упражнения" состоят из нескольких частей. И все равно, желая ужать курс, автор иногда неоправданно резко перескакивает от слишком простого к слишком сложному, не отработав до конца предыдущий материал. На последних тридцати-сорока упражнениях начинается жуткая напряженка. Именно на них многие срываются.

Зачастую мы набираем с ошибками потому, что разные буквы, знаки, сочетания, а то и слова отработаны неравномерно: одни нам набирать во много раз проще, чем другие. И вот на простых как разгонишься, как наберешь скорость, а тут, как назло, какой-нибудь зам, который тут же превращается в хама

Вот и вопрос: а стоит ли набирать по десять строчек слова "водопад" или "форвард"? А именно это и предлагает делать автор "Сола на клавиатуре". Мало того. Вы, проходя эту программу, научитесь без запинки набирать странное слово "нгроть" или "кеапми", потому что их вам тоже предложат повторить десятки, если не сотни раз.

Но если вы будете тренироваться на KeyTО, совершенно не похожем на остальные тренажеры, проблем с неравномерностью заучивания вам, возможно, удастся избежать. В KeyTО отрабатываются… нет, не задалбливаются: каждая строчка уникальна и повторяется всего один раз. Так вот, в KeyTO представлены только сочетания букв и по большей части бессмысленные слова, синтезированные самой программой, однако исключительно по законам русского языка. Никаких "шядпрз" вы там не найдете. Вот строчка, которую я списала оттуда только что:


мент пера без майте моих всякоманоронечтобы я в кударейд никана кивных интелямил


Что об этом думать - дело ваше, но по опыту знаю: помогает! Помогает избавиться от ошибок, повысить ритмичность, скорость. Жаль только, что автор принципиально не хочет включать туда отработку цифр и "редких" знаков препинания. Скобок, например. Ну, кому скобки - редкий знак, а кому

Вот и всё о методическом наполнении упражнений. Если я и не упомянула о каких-либо программах в этом разделе, то не потому, что забыла о них, а просто я их с этой точки зрения недостаточно знаю.


Содержание упражнений (учат жить или развлекают?)

Ох, ну а теперь, как некогда говорили, перейдем к “идейному содержанию”.

Продолжаю утверждать: содержание того, что набираешь, важно. Ну, если это полная бессмыслица, тогда и говорить не о чем. Набираешь в KeyTО какую-нибудь "никану" и расслабляешься до постепенного вхождения в транс. Но ведь многие предпочитают фразы, а то и текст нам подсунуть, да еще и какой-нибудь этакий, с пафосом. К примеру, те, кто проходит СОЛО на клавиатуре, оказываются как бы за партой образцово-показательной средней школы. Тексты упражнений и комментарии к урокам, которые автор под угрозой академической неуспеваемости обязывает читать, призывают "солиста" (он же "компьютЕрик") доводить начатые дела до конца, беречь драгоценное время, пить свежевыжатые соки из свежесорванных фруктов, непременно бросить курить (а то от этого все ошибки), держать слово, быть верным в дружбе, а так же под шумок рекомендует покупать его же книжки (про ЭТО и про все остальное), оргтехнику фирмы Хьюлетт-Паккард и Ланит, пользоваться наилучшей из всех в мире поисковой системой Яндекс и наинадежнейшим провайдером Демос. Надо сказать, что некоторым "солистам" это … не совсем по душе. Как ни странно.

Тем, кто занимается на Стамине, кажется, что они - в компании юных и легкомысленных друзей. Юмор автора неисчерпаем. Хотя иногда ниже пояса. Тем, кому это не нравится, рекомендуется не скачивать программу из Интернета, а купить ее на диске. Там все самое "нижепоясное" вымарано. К тому же, упражнения Стамины можно легко заменить на свои, серьезные и политкорректные. А музыку - на реквием. Но о настройках речь впереди.

Автор Бомбины фраз для тренировки не сочинял. Он просто взял и вставил в нее хорошие тексты: начало "Сказки о золотом петушке", I главу "Евгения Онегина", какие-то неплохие пародии и анекдоты. Набираешь - и душа радуется. В остальных русских программах слова, тексты, фразы совершенно нейтральные. В "Така-така" набираешь симпатичные афоризмы… Впрочем, это, как и научно-популярные тексты "Мекаматика", интересно только тем, кто знает испанский язык.

В Маэстро слова явно взяты из газет: федералы, вложены, рынок, граждане, правового, перевыполнен, полеглые, награжден, ранен… До фраз, если они там есть, я еще не добралась.

В TypingMaster рассказывается о повседневной жизни одной школьницы, которая активно общается с родственниками, друзьями и путешествует. Чем-то это напоминает учебник иностранного языка для начинающих. Но никаких отрицательных эмоций не вызывает.

В английском и испанском SESType от слов, не связанных в предложения, автор переходит сразу к текстам, а тексты там взяты из классики, от Шекспира до Конан-Дойля. Что до русского курса, то – признаюсь - сочинила его я, причем совсем недавно. Что получилось – не мне судить. Хотя сейчас готовлю второе издание, исправленное и дополненное.

Ну а мой любимый The Typing of the Dead!… Пусть. Пусть меня обвиняют в отсутствии вкуса, в инфантилизме и прочих смертных грехах, однако несущиеся на меня монстры с надписями типа “Съешь меня” на груди (и это “Съешь меня” надо быстро-быстро набрать, а то беда) позволяют забыть о серых буднях моей полной трудов и нерешаемых проблем жизни. Правда, по-английски я понимаю не так чтобы очень. К сожалению, ни русской, ни испанской, ни португальской версии нет. И еще одно, о чем следовало бы сказать чуть раньше. Программе The Typing of the Dead абсолютно безразлично, набирает ли игрок пробелы и заглавные буквы. То есть, написано “Eat me!”, можно набирать правильно, так, как написано, а можно: eatme! А жаль. Не всегда же выдержки на пробелы хватает.


Способы подачи и закрепления материала

Способы подачи и закрепления материала.

Собственно, речь пойдет о том, как работает сама программа, оболочка. О начинке мы говорили в предыдущем разделе.

Картинка клавиатуры.

а) отсутствует (SESType, Виртуоз)

В SESType есть только небольшая панелька, указывающая, каким пальцем нажимать какую букву.

б) есть во всех остальных тренажерах

- неподвижная, с мигающими “а” и “о” в KeyTO

- анимированная во всех остальных (высвечивается изображение клавиши, на которую надо нажимать)

В СОЛО при желании можно отключить анимацию.

В Стамине пользователь может отключить вовсе изображение клавиатуры.

В MecaMatic изображение клавиатуры показывается только на начальном этапе (в первой трети курса), потом исчезает – и это правильно.

В TypingMaster и Taca-Taca есть еще изображение кистей рук, на них кружочком помечается палец, которым надо нажимать высвеченную клавишу. В TypingMaster все это есть только в начальных упраженениях каждого цикла.

В Маэстро - самое интересное. Над изображением клавиатуры движутся прозрачные кисти рук, набирающие нужные буквы и слова. Ученику надо делать то же самое, глядя на эти руки. Очень интересное решение, такого больше нет ни в одном тренажере.

Подача текста.

а) бегущей строкой (Стамина, Бомбина)

Начинающим это, возможно, не страшно. Но при скорости за 200 знаков в минуту в глазах рябит, напряжение возрастает, ошибок больше, глаза болят. Да и с закрытыми глазами не понабираешь. А это бывает полезно. В Бомбине, кроме того, когда поработаешь на ней примерно полчаса, бегущая строка начинает тормозить. Бежит медленнее, чем набираешь. Приходится выключать ее, а потом включать заново.

б) Одна, но чаще несколько неподвижных строк, по которым бежит курсор. (СОЛО на клавиатуре, Keyboard Simulator, Taca-Taca, MecaMatic, TuchTyping, TypingMaster)

в) Неподвижная строка, под которой набираешь ее копию (KeyTO, SESType, Маэстро) - по-моему, самый лучший вариант.

Особые случаи: В Виртуоз буквы, по мере их набора перескакивают с нижнего поля на верхнее (как бы перебираются из подвала на первый этаж)

В The Typing of the Dead слова и фразы сразу появляются в двух экземплярах в две строки, причем в нижней строке набранные буквы с грохотом исчезают.

В Babytype набранные буквы исчезают, давая дорогу удирающему от преследователей персонажу. Ошибешься – дороги ему нет, ужасный преследователь приближается и в конце концов пожирает беднягу.

Разнообразие упражнений.

В большинстве тренажеров и даже в СОЛО на клавиатуре, торжественно именуемом Курсом, задание по сути одно. Программа выполняет один и тот же набор несложных действий, меняется только текст упражнения.

В Keyboard Simulator заданий два вида: ловля падающих букв и набор слов. Разнообразием заданий отличается TypingMaster. Это выдающаяся программа, там есть и игровые задания, и традиционные, и элементы “ветвистой” структуры, когда в зависимости от результатов цикла назначается то или иное дополнительное задание. Однако действительно вне конкуренции по разнообразию заданий The Typing of the Dead. Там есть и учебный курс, и тренировочные задания (дрилл) на безошибочность, на скорость, на реакцию, сама Большая игра – сериал-боевик, в котором герой (он же игрок) спасает жителей города и своих товарищей от злобных зомби-мутантов.

Доступ к упражнениям.

а) Каждое последующее доступно только после успешного прохождения предыдущего (Виртуоз, СОЛО на клавиатуре, Keyboard Simulator, Маэстро).

б) Свободный доступ (все остальные, кроме KeyTO, в котором вообще нет готовых упражнений, они синтезируются на ходу).

Для начинающих годится и первый вариант, и второй. Для совершенствующихся, второй, естественно, предпочтительней. Хотя, если предположить, что человек по природе своей существо крайне неразумное и несознательное, сам не знает, что именно и сколько надо тренировать, тогда, конечно, только СОЛО и Виртуоз – и ни шагу в сторону.

Работа над ошибками.

Вообще возможна в двух вариантах.

а) учитывать ошибки и давать на них дополнительные упражнения

б) повторять набор строчки, а то и целого текста, в котором допущена ошибка, до тех пор, пока не добьешься полной безошибочности.

Первый вариант гораздо эффективней, но для программиста тут слишком много работы. Разумеется, не трудно проследить, по каким клавишам ученик промахнулся, а потом предложить ему набрать эти буквы в любом порядке, например: хътсвф. Именно так поступают авторы Бомбины и SESType, но это практически ничего не дает. Отслеживать надо не знаки, а слова и сочетания, в которых ученик делает ошибки, а потом давать ему дополнительные задания на эти слова и сочетания. Ведь если у меня любимая ошибка, скажем «коагда» вместо «когда», что толку набирать до бесконечности «о» и «а»? Автор SESType нашел такой выход: он помечает ошибки точками под строкой. Так ученик сам может найти слова, в которых ошибается, и составить себе дополнительное упражнение на них. Но это в пределах одной строки. А вести систематические подсчеты любимых ошибок… Задача не для слабых. TypeMaster дает дополнительные задания. Но по какому принципу? У меня только демо-версия. Не знаю. KeyTO автоматически делает так, что в следующей строке знаки, на которые сделаны ошибки, появляются чаще. При этом, в естественных для русского языка сочетаниях. Возможно, это что-то дает. Примерно так же поступает и The Typing of the Dead, дает слова и фразы с «проблемными знаками». Эффект мало заметен.

Стамина только указывает на ошибку, ее исправляешь - и погнали вперед. Плохо. Похоже, что у тех, кто занимается на Стамине, в результате довольно высокий процент ошибок. То же в "Така-така" и в Маэстро.

Большинство авторов тренажеров идут по пути повторения строчки или текста. Это дает результат, хотя снижает интерес. Виртуоз к ошибкам беспощаден. Он заставляет набирать строчку с ошибкой заново. Правда, сначала дает возможность набрать строку до конца. В "Виртуоз" набираешь так все упражнение строчку за строчкой, повторяя неправильные строки, но потом, когда упражнение закончено и - пусть исправленных - ошибок оказывается больше какой-то нормы, приходится начинать его с начала. Добиться почти безошибочного набора так можно, но интересно бы узнать, какой процент учеников проходит Виртуоз до конца. Боюсь, что ничтожный. Ведь в Виртуозе к тому же упражнения ску-учные. СОЛО на клавиатуре терзает ученика иначе и, по-моему, менее эффективно. Сделав одну ошибку в строчке, ученик вынужден вернуться к началу строчки. Сделав более трех ошибок в тексте строк этак на 50, ученик должен заново перенабрать текст с самого начала. Это больше похоже на наказание, чем на закрепление материала. Каков результат? Первые строки упражнения, набранные примерно сотню раз, задолблены назубок. Их набираешь с бешеной скоростью и без ошибок, зато последние, которые почти не набирал, вызывают грандиозные трудности и ошибок в них больше, чем могло бы быть, не разгонись ученик так на первых строчках. Доходишь до отчаяния, до депрессии, но вперед - ни ногой. Программа тебя не пускает. Наконец ты, чисто случайно, набираешь весь текст без ошибок (или с тремя допустимыми). И скорее вперед, и скорее забыть весь этот кошмар. Но если вдруг придет в голову повторить удачно сделанное упражнение, в нем опять делаешь десятка полтора ошибок

В SESType каждое упражнение состоит из одной строки. Эту строку надо набрать безошибочно… n раз подряд. n определяется пользователем. По умолчанию - 2, но я чаще выбирала 4. Набрав строку 4 раза подряд правильно, можешь быть уверен, что тебе не просто случайно повезло, а ты действительно чему-то научился. К тому же, по мнению большинства методистов, ошибки надо исправлять и работать над ними, пока они еще не забылись, по свежим следам. В этом смысле методика Виртуоза и SESType удачнее методики СОЛО.

Принудительные остановки.

Предусмотрены в Бомбине, Стамине и СОЛО на клавиатуре.

В Бомбине – после одной минуты набора (правда, дает допечатать последнее слово до конца).

В Стамине через каждые 3 – 5 минут (в зависимости от того, как настроишь). При этом показывает результаты.

В СОЛО, после каждой ошибки, причем в течение 5 секунд ты не можешь возобновить работу и вынужден читать сообщение об ошибке примерно такого содержания: Иван Иванович Бобиков прошел нашу программу за 3 дня, при этом скорость набора у него уже 350 знаков в минуту. Он работал ночным сторожем, а сейчас – директор крупной фирмы.

Лучшим мне кажется вариант Бомбины.

Оповещение об ошибках.

В большинстве программ – звуковое. В Стамине – разные смешные звуки и междометия. В СОЛО 8.8 – помимо созерцания окошек с поучениями, которые нельзя убрать с экрана до истечения пяти секунд, ученик внемлет голосу Учителя, спрашивающего, к примеру: «А может, ошибки оттого, что вы курите?». Звук можно отключить. В остальных программах – писк, гудок и тому подобное.

Мне нравилось сообщение об ошибке в одной, к сожалению, исчезнувшей из Интернета программе. «Вы нажали не ту клавишу. Наберите, пожалуйста, букву а». Методически грамотно.

Статистика.

Программы, как правило, подсчитывают - скорость - ошибки - аритмичность (или ритмичность)

Впрочем, последнее измеряют только Виртуозе, СОЛО на клавиатуре и KeyTO. В СОЛО показатели ритмичности оказываются какими-то подозрительно высокими (96-99%, никак не ниже).

Ошибки лучше измерять в процентах. В СОЛО на клавиатуре подсчитывается их абсолютное число, не зависимо от того, длинное упражнение или короткое. В KeyTO упражнения все одной длины, так что указание только на абсолютное число ошибок вполне оправданно.

Прислушайтесь к автору KeyTO: важнее всего – безошибочность, на втором месте по важности – ритмичность. А скорость – в последнюю очередь.

От себя добавлю: Если видите, что ошибок становится больше и ритмичность снижается (а это, как правило, происходит одновременно), НЕОБХОДИМО снизить скорость. А если и это не помогает, тогда – перерыв. От нескольких часов до нескольких дней.

К сожалению, некоторые программы подгоняют: скорей, скорей. Прежде всего, Стамина. Если скорость снизилась, она говорит хриплым голосом Василия Ливанова: «Ну это просто ужас». Или еще чьим-то: «Маловато, понимаешь.» Не слушайте. Лучше медленно, но верно. Скорость, как справедливо утверждает автор Сола, придет сама.

Большинство серьезных программ ведет подробную и долговременную статистику. Таблицы, графики… Ну, вы сами все это увидите.

В Маэстро статистики нет совсем. Не измеряется ни скорость, ни количество ошибок, ни ритмичность.

Ритмичность.

К сожалению, я поздно поняла, насколько это важно. За ритмичностью помогает следить озвучивание каждого нажатия клавиш. Есть только в Бомбине, SESType, MecaMatic. Впрочем, при желании, если мешает, можно отключить. В The Typing of the Dead удары по клавишам тоже озвучены. Звуком выстрела. Но там за ритмом уследить трудно.


Настройки.

а) Изменения невозможны (KeyTO и остальные программы под DOS, а кроме того Keyboard Simulator, Маэстро, Letters, Taca-Taca, TypingMaster. В The Typing of the Dead настройки минимальны)

б) изменить можно кое-что.

СОЛО – убрать-включить анимацию клавиатуры и Миксанатика. Убрать-включить звук. Увеличить-уменьшить шрифт упражнения.

В Бомбине можно поменять летающих бегемотов на летающих рыб, включить или выключить озвучивание ударов по клавишам (подражание пишущей машинке). Можно также, что очень важно, вводить новый текст из внешнего файла. И тренироваться на нем.

в) изменить можно нечто существенное.

В Виртуозе можно выбрать уровень мастерства (Новичок – Опытный – Профессионал). Можно задать нормативы скорости, безошибочности и ритмичности самостоятельно, но только при регистрации очередного ученика. Теоретически можно подстроить раскладку клавиатуры (только цифры, знаки препинания, букву ё), но на практике это у меня не выходило. Оставалась какая-то дикая раскладка – не обычная и не машинопись. Именно поэтому я и не стала тренироваться на Виртуозе. При некоторой сноровке можно заменить ску-учные упражнения Виртуоза на интересные. Хотя авторами такой вариант не предусмотрен.

В SESType можно поменять шрифт упражнения на любой, который есть у вас в компьютере, изменить количество безошибочных повторений строки, критерий оценки (по умолчанию зеленый кружочек – без ошибок, желтый кружочек – не более 3-х ошибок, красный кружочек – четыре и более на строку). Можно заставить его показать или убрать панельку с подсказкой для пальцев.

г) Можно изменить… ну почти все.

В Стамине можно менять почти все: обои, музыку, время непрерывного набора, звуки оповещения об ошибке, само содержание упражнений. Можно самому создать упражнения фразы и тексты на самом что ни на есть экзотическом языке, это только приветствуется автором. Он тут же вывесит ваш курс на своей странице в Итернете. Можно сделать изображение клавиатуры черным или белым, можно вообще убрать его. Если вы набираете на русском, язык интерфейса будет русским, если на другом языке – английским. Можно изменить размер шрифта упражнения и его цвет. И это далеко еще не предел.

Жаль только, что нельзя остановить бегущую строку.


Заключение.

Ну вот мы и добрались до конца. Осталось, однако, неясным, что же делать бедняге-начинающему, на чем остановиться.

Я думаю, если вы хотите научиться набирать на русском языке за короткий срок, а на ошибки вам плевать (на компьютере их легко исправить), занимайтесь на Стамине. Если хотите научиться набирать качественно, я бы посоветовала вам начать с Виртуоза (если удастся настроить) или с SESType подложив под них клавиатуру Стамины (очень хорошо ложится!). Первый - для самых терпеливых и настойчивых, второй - для средне терпеливых. При этом неплохо тренироваться и на KeyTO. СОЛО на клавиатуре я прошла дважды и чем дальше, тем меньше мне хочется рекомендовать его друзьям и знакомым. Пройдя СОЛО полностью вы гарантированно научитесь набирать слепым десятипальцевым методом за срок от недели до 12 месяцев (не пугайтесь, скорее всего, месяца за два!) со скоростью 120 - 150 ударов в минуту и от десятка до четырех десятков ошибок на страницу.

Если вы пожелаете набирать по-английски, то TypingMaster к вашим услугам. Параллельно можно тренироваться на том же KeyTO, The Typing of the Dead (бросайте, бросайте в меня камни, но он же эффективен - хоть ты тресни!). А если у вас нет ни денег, ни кряков, то вы научитесь ничуть не хуже (хотя и чуть поскучнее) на SESType, подложив под него клавиатуру той же Стамины, но только латинский вариант. Совершенно бесплатно, кстати говоря.

Ну и последнее: советам моим особого значения не предавайте. Одна моя студентка выучилась набирать вслепую на… BebyType! Как ей это удалось – ума не приложу.



В начало страницы