Слепая машинопись

Практикум слепой машинописи
· Занятие 1
· Занятие 2
· Занятие 3
· Занятие 4
· Занятие 5
· Занятие 6
· Занятие 7
· Занятие 8
· Занятие 9
· Занятие 10
· Занятие 11
· Занятие 12
· Занятие 13
· Занятие 14
· Занятие 15
· Занятие 16
· Занятие 17
· Занятие 18
Софт
· Klava o'key Free
· Klava o'key 6:
· - Идеология
· - Старт
· - Урок
· - Статистика
· - Скины
· - Загрузить
· English o'key
· Speed o'key
· Translite o'key
· Language acquisition 1.0
· Numeric keyboard 1.0
· Open/Close CD
· Typing-Bubble
· Touch-type car-racing


Продолжаем изучать основную позицию рук


На этом занятии рассмотрим первые пять упражнений тренажера "Klava o'key" (данные упражнения будут использованы в новой версии тренажера, которая выйдет ориентировочно в конце осени 2004г).

Еще раз напомню основные правила выполнения упражнений:

- на клавиатуру не смотреть;

- соблюдать правильную постановку рук;

- не торопиться, главное не скорость, а отсутствие ошибок;

- не перетруждаться, работать с удовольствием.

И еще один немаловажный момент.

Приведу мнение Автандилины (полный текст можно посмотреть на ее FAQультете) о важности правильного заучивания букв, а не сочетаний букв.


...Работы в "самый скучный" начальный период - немереное море. Сколько задач сразу обрушивается на ученика! Незнакомые движения, новые связи в голове... необходимость вырабатывать посадку, положение рук, пространственное и тактильное ощущение клавиатуры, чередование рук, автономность движений пальцев... необходимость распределять внимание, а также контролировать бесчисленно многие объекты: пальцы, спину, дыхание, направление взгляда и др. Да еще ритм!..
...
Да, долбить отдельные буквы - скучно! Скучно для той части головы, которую мы гордо именуем нашим "интеллектом". Но зато где-то в той части головы, которую можно не менее гордо назвать "серым кардиналом нашего интеллекта", идет очень ответственная работа, формируются первичные, опорные связи.
...
Для пальцев переход от букв к словам и сочетаниям букв должен стать переходом от движений к цепочке движений, перетекающих одно в другое. Иными словами: на буквах мы тренируем и интегрируем сами базовые движения (добиваемся для каждой буквы, чтобы все самые изначальные элементы удара и возврата слились в одно целостное базовое движение). А на сочетаниях букв и на связных словах - тренируем комбинации базовых движений.
Начинать упражняться на сочетания букв и слова можно и нужно сразу же, как только это позволит запас изученных букв. Но параллельно - необходимо продолжать тренировать разрозненные буквы. Это, думаю, обязательное условие успеха. Даже в конце курса. Даже после двух лет практики... Даже после двух и трех десятков лет практики!!! (Это не преувеличение. До сих пор, в случаях когда мне вдруг потребуется потренировать скорость и качество, я очень медленно учу разрозненные буквы, прежде всего - основную позицию :))))))).
Если же, вместо отработки букв, "скорее переходить" к словам и сочетаниям букв, то можно заработать себе стойкие опечатки на долгое время вперед! Всё равно как протаптывать тропинку. Бегая в разные стороны, четкой тропинки не проложишь. (Здесь "тропинка" - почти не метафора. Ведь в голове формируются и закрепляются реальные нейронные связи.)


Основываясь на своем небольшом опыте, я польностью согласен в этом вопросе с Автандилиной. Поэтому в новой версии своего тренажера немного переделал первые 70 упражнений. В начале упражнения ученику даются для повторения отдельные, уже изученные, буквы или короткие буквосочетания, и только после этого слова.

Начнем.


Упражнение №1.

ао ао ао ао ао ао ао ао оа оа оа оа оа оа оа оа
вл вл вл вл вл вл вл вл лв лв лв лв лв лв лв лв
ыд ыд ыд ыд ыд ыд ыд ыд ды ды ды ды ды ды ды ды
фж фж фж фж фж фж фж фж жф жф жф жф жф жф жф жф
фывавыф ждлолдж фывавыф ждлолдж фывавыф ждлолдж

Руки стоят на основной позиции, глаза смотрят на исходный текст.

Первое буквосочетание, которое необходимо набрать - "ао оа".

Перед тем, как набрать первую букву, соображаем: а - левый указательный, основная позиция (значит палец никуда перемещать не надо). Слегка приподнимаем нужный палец и четко, как молоточком, бьем по клавише. Повторяю, именно бьем, а не толкаем (о технике удара немного ниже). Остальные пальцы, во время работы, находятся на своем месте, слегка касаясь поверхности клавиш. Далее - буква о. По аналогии: о - правый указательный, основная позиция (значит, палец никуда перемещать не надо) и т.д.

После того, как набрали все буквосочетание, большим пальцем соответствующей руки бьем пробел и продолжаем работу.

Если Вы выключили использование Enter, то после набора всей строки текст автоматически перейдет на следующую. После выполнения всего упражнения, Вы автоматически попадаете в окно просмотра статистики выполненного задания. Если уложились в свой норматив, то переходите к следующему уроку. Если нет - придется упражнение повторить.

Ваша основная задача (особенно при выполнении первых уроков) - ознакомиться с клавиатурой, научиться бить по клавишам ритмично и безошибочно. Индикаторы, расположенные на панели "Ход урока", помогут Вам в этом (их предназначение рассматривалось на предыдущем занятии).

Теперь, как и обещал, - о технике удара.

Вот как советует работать В.А. Козаренко (mnemotexnika.narod.ru):


Правильный удар
В процессе письма на клавиатуре производятся удары КИСТЬЮ по клавишам. Нельзя нажимать на клавиши пальцами. Поднимите правую кисть над клавиатурой. Поперемещайте ее в вертикальном положении. Вертикально перемещается не вся рука, а только кисть руки, сгибаясь в запястье. Именно такие движения должна делать ваша рука. Поставьте правую руку на основную позицию ОЛДЖ. Чуть-чуть поднимите кисть вверх. Выдвиньте вниз средний палец (буква Л). Ударьте кистью (выдвинутым пальцем) по букве Л. Удар должен быть коротким и отрывистым. Как будто клавиши - горячие. Резко ударили, и палец отскочил от клавиши. После этого другие пальцы мягко опустились на основную позицию ОЛДЖ. Пальцы ощущают клавиши, но не нажимают их. Просто легкое касание. Отработайте правильный удар по клавишам разными пальцами.
Главное
Удар производится кистью, нужный палец выдвигается вниз. Кисть обязательно висит над клавиатурой, класть руки на стол нельзя. Удар по клавишам - короткий и отрывистый, как будто вы дотрагиваетесь до горячего утюга. Пальцы кисти находятся "в кучке", практически соприкасаются друг с другом. Пальцы находятся перпендикулярно клавиатуре, (скомканный лист бумаги в руке).
Пробел
Пробел нажимается большим пальцем руки. Профессиональные машинистки, как правило, всегда нажимают пробел большим пальцем правой руки. Большой палец левой руки не задействуется в процессе печати. Таким образом, получается, что метод не десятипальцевый, а девятипальцевый. Однако вы можете нажимать пробел и большими пальцами разных рук. Тогда пробел всегда нажимается свободной от печати рукой. Если последней буквой была буква А, то пробел следует нажимать большим пальцем правой руки. Если последней печатаемой буквой оказалась буква О, то нажимайте пробел большим пальцем левой руки. Я всегда нажимаю пробел большим пальцем правой руки. Это не принципиально. Это дело привычки.


Еще о технике удара можно почитать на "Факультете Автандилины" (секреты для профи). Там описана немного другая техника. В частности Автандилина настоятельно рекомендует бить пробел обеими руками.


Еще одно мнение

Техника выполнения удара по клавишам зависит от используемой клавиатуры. На компьютерной клавиатуре, телетайпе или электрической пишущей машине достаточно легкого прикосновения к клавишу. Если Вы работаете на механической пишущей машине, то удар должен быть хлестким. Представьте, что клавиш сделан из раскаленного металла и удар получится таким как надо. Специально заниматься постановкой удара не надо - он довольно быстро сформируется сам собой в процессе работы.


Упражнение №2

фыва олдж авыф ждло ао вл ыд фж оа лв ды жф фжыдвлаож
фы фв фа фо фл фд фж ыв ыа ыо ыл ыд ыж ва во вл вд вж
ао ал ад аж ол од ож лд лж дж жд жл жо жа жв жы жф дл
до да дв ды дф ло ла лв лы лф оа ов оы оф ав аы аф вы
ф а л ы д ж в ы ф о л ж в ы о а ж ы л а ж ф в о ы а о

Упражнение предназначено для закрепления запоминания основной позиции рук. Наша задача остается прежней - ритмично и безошибочно набрать исходный текст. В принципе, в первых четырех упражнениях ошибок как таковых не должно быть вообще, т.к. в них используются буквы только основной позиции, и пальцы рук не перемещаются по клавиатуре. Поэтому при выполнении упражнения должна быть полная концентрация, дабы в Вашем сознании четко зафиксировалась основная позиция рук.

Во время выполнения следует особое внимание обратить на положение пальцев, которые в данный момент не задействованы. По себе знаю, они норовят либо подняться над клавишей, либо сползти в сторону. Поэтому во время удара контролируйте положение всех пальцев рук. Чем быстрее Вы научитесь это делать, тем легче будет Вам обучаться дальше.

В последующих трех упражнениях наряду с набором отдельных букв и буквосочетаний, начинаем набирать "настоящие" слова. Сначала набираем слова, состоящие из трех букв, затем четырех, пяти. Данный метод обучения будет использоваться и в дальнейших упражнениях.


Упражнение №3

фыва олдж д а л в а л дал вал дал вал дал вал дал вал
авыф ждло л а д л о в лад лов лад лов лад лов лад лов
фыва ждло о д а д в а ода два ода два ода два ода два
авыф олдж в о л д о л вол дол вол дол вол дол вол дол

Упражнение №4

фаыв длож в о д а ж а л о вода жало вода жало вода жало
фаыв жолд в о л ы л а д ы волы лады волы лады волы лады
выфа длож ж а л о л ы ж а жало лыжа жало лыжа жало лыжа
выфа жолд ф о л ы в о д ы фолы воды фолы воды фолы воды

Упражнение №5

фавы длжо в ы в о д д о в о д вывод довод вывод довод
фавы жлод ж а ж д а ф а л д а жажда фалда жажда фалда
ывфа длжо в ы д а л в ы ж а л выдал выжал выдал выжал
ывфа жлод в о ж ж а ж д а л а вожжа ждала вожжа ждала

Этим упражнением заканчивается изучение основной позиции рук. Дальше наша задача будет усложняться, т.к. пальцы будут перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Поэтому не стоит спешить переходить к следующим занятиям, не освоив досконально основную позицию рук.

Всем успехов.



Юрий Кордык.





В начало страницы