Слепая печать:
  Championship-Ru
  Championship-En
Список форумов urikor.net urikor.net
Все о слепой машинописи и клавиатурных тренажерах
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Список терминов новой технологии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов urikor.net -> Новая технология создания текста на клавиатуре РС
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
voldemar
Генерал-майор
Генерал-майор


Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 3738

СообщениеДобавлено: Вт Окт 14, 2008 1:27 pm    Заголовок сообщения: Список терминов новой технологии Ответить с цитатой

Я сейчас заканчиваю работу над списком терминов для новой технологии набора. Есть ли смысл публиковать его в этой теме? Я когда-то договаривался с Юрием о возможности открытия отдельного раздела на этом форуме для новой технологии. Однако теперь думаю, что скромнее было бы открыть тему, а не раздел.
Если будет несколько желающих обсудить термины (многие из которых, кстати, дополняют теорию машинописи, на мой взгляд, довольно слабо разработанную в отличии от методики преподавания), то я опубликую их здесь. Если только один-два, то может быть имело бы смысл обсуждать вличку, чтобы не раздражать остальных участников? Хотя для меня лично причина этого немотивированного раздражения, граничащего порой с бойкотом, до сих пор остаётся непонятной...
Да, в списке основных терминов полемика с машинописью и а-методом почти отсутствует. Я в этом смысле уже почти всё сказал на нескольких форумах. Smile
Что скажете?


Последний раз редактировалось: voldemar (Чт Ноя 13, 2008 2:36 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
voldemar
Генерал-майор
Генерал-майор


Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 3738

СообщениеДобавлено: Вт Окт 28, 2008 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Публикую начало списка (пока без системы), который планирую дополнять и исправлять (по мере поступления конструктивной критики). Сразу предупреждаю - букаф многа. Smile Возможно, лучше было бы поместить список где-то в другом месте, а здесь дать только ссылку. Только где - я не знаю. Жалко, что теряется форматирование Ворде при вклеивании текста, а здесь форматировать крайне неудобно.

Технологии создания текста – общее название для всех возможных способов создания текста на клавиатуре РС. Имеет смысл различать систематические и стихийные технологии.

Систематические технологии создания текста – методы набора текста с чётко прописанной системой и правилами. К таким технологиям можно отнести: 1-пальцевый метод (простейший пример систематической технологии), американский метод печати ("слепой десятипальцевый метод") и, наконец, новую технологию РС_ма.

Стихийные (интуитивные) технологии – способы создания текста на клавиатуре РС, в которых отсутствует единая система и чётко сформулированные правила. Стихийные технологии возникают, как правило, в попытках оптимизации систематических технологий. Например, если пользователь популярного 1-пальцевого метода чувствует его малоэффективность и интуитивно добавляет для нажатия некоторых клавиш другие пальцы рук (без всякой системы, как получится), то можно говорить о возникновении у него стихийной технологии. Или если пользователь в процессе работы 1(и более)-пальцевым методом со времнем настолько хорошо запоминает расположение клавиш, что может смотреть на клавиатуру во время печати только изредка (или вообще на неё не смотреть) – это также будет примером стихийной технологии. Ещё одним наглядным примером может служить так называемый "пост-американский" (оптимизированный американский) метод создания текста, когда пользователь (вопреки тому, чему его учили в тренажёрах) начинает накладывать одно "базовое" движение на другое, перестаёт возвращать пальцы в исходную позицию после каждого удара по клавише, нарушает "правило больших пальцев" или игнорирует в отдельных случаях "зоны ответственности" для пальцев.
К достоинствам стихийных технологий следует отнести идивидуальность (например, если американский метод "для всех один", то пост-американский – "для каждого свой" (таким образом, каждый пользователь вправе назвать его "мой уникальный метод печати"), а также то, что они развивают так называемое "пальцевое чутьё", которое призвано если не заменить рациональный элемент на практике, то существенно потеснить его. Это же самое можно записать и в недостатки стихийных технологий, потому что они предполагают хорошо развитую интуицию, тягу к усовершенствованию, самообразованию которые есть далеко не у всех пользователей, а также проработку очень больших объёмов печатаемого текста в процессе оптимизации. Большинству пользователей всё-таки больше подходят систематические технологии с чётко прописанными, обоснованными и едиными для всех правилами набора.

Однопальцевый (1-пальцевый) метод печати – условное название для, пожалуй, самого популярного сейчас среди пользователей способа набора текста. В 1-пальцевом методе (который является элементарной формой систематической технологии создания текста) символы "написаны" прямо на клавишах, для начала печати от пользователя не требуется никакого предварительного навыка, одно только умение находить (с помощью зрения) нужный символ и нажимать его самым удобным для этого пальцем (чаще всего правым указательным). Простота (или лучше сказать "самоочевидность") такой системы обеспечивает широкое распространение этой технологии среди пользователей для которых эффективность и скорость создания текста не играет большого значения. Сторонники американского и пост-американского методов часто достаточно высокомерно называют 1-пальцевый метод "орлиным" (рука бросается на клавишу как орёл на жертву), однако это скорее можно расценить как своего рода зависть к его популярности. При отсутствии обучения технологиям создания текста в школьной программе можно смело сказать, что практически все российские пользователи так или иначе "прошли" через однопальцевый метод. Однако у его простоты и наглядности есть и обратная сторона – чрезмерная затратность метода. Ведь действовать приходится только одной рукой, поэтому перемещения и скачки этой руки для нажатия клавиш будут максимальными по сравнению со всеми другими способами. На начальном этапе к этим перемещениям добавляются также и перемещение руки после каждого удара где-то в центральную область над пробелом - для того, чтобы она не мешала найти следующую клавишу (своеобразный аналог "основной позиции" американского метода). К тому же необходимость постоянного напряжённого "отыскивания" клавиш на начальном этапе освоения (который для многих пользователей этого метода при недостатке стимула может остаться и конечным этапом) и зрительного контроля за действием руки в процессе набора также приходит к быстрому утомлению печатающего.

Американский метод печати (АМП), побуквенное письмо – технология набора текста, изобретение которой приписывается американцам Мак Гурину и Ван Сэнту. Метод был разработан ещё в 19 веке для печатных машинок и потому, очевидно, не мог учитывать все возможности современной компьютерной техники и технологий. В 20 веке метод подвергся некоторым "косметическим" изменениям (например, изобретение "правила больших пальцев", появление "упрощённой" специально для этого метода раскладки Дворака и её многочисленных дальнейших альтернатив), однако сущность его осталась по большей части неизменной. Именно американскому методу печати учат большинство существующих "клавиатурных тренажёров". Хотя последние игнорируют американское происхождение этого метода и называют его "слепой десятипальцевый метод печати" (СДМП), такое название вряд ли можно признать корректным. Во-первых, потому что большинство американских тренажёров прямо учат набирать тексты без участия левого большого пальца (делая метод, таким образом 9-пальцевым). Другие транажёры, чтобы загрузить "безработный" палец хоть чем-то, разрешают бить им пробел наряду с правым большим (либо "как получится", либо в зависимости от предыдущей буквы). Такой приём, хотя и создаёт, конечно, видимость использования всех пальцев, но нарушает при этом фундаментальный для самого американского метода принцип "одна клавиша – один палец" со всеми вытекающими отсюда сложностями и недоразумениями. С другой стороны, научиться печатать "вслепую" (то есть не смотря на клавиатуру), и "всеми пальцами" можно, в принципе, и через стихийную оптимизацию 1-пальцевого метода (то есть через постепенное вовлечение всех пальцев в процесс набора и постепенное ослабление зрительного контроля). Такой метод тоже будет, очевидно, и "слепым" и "десятипальцевым", но при этом может оказаться совершенно непохожим на то, чему учат большинство тренажёров. И, наконец, в 10-пальцевом варианте новой технологии РС_ма в процессе создании текста тоже участвуют все пальцы (причём равным образом) и тоже без зрительного контроля. В связи с этим, название "американский метод печати" (АМП), как базирующийся на конкретных (и в этом смысле уникальных) принципах, заложенным разработавшими его американцами Мак Гурином и Ван Сэнтом можно рассматривать как более точное и конкретное.
Принцип американского метода, изложенный в одном предложении звучит достаточно просто:
     набор осуществляется строго поочерёдным нащупыванием клавиш восемью "дальними" (3-фалангными) пальцами по "зонам ответственности" из основной позиции, а пробел обслуживается правым большим пальцем (или обеими). Из этого основного принципа вытекают несколько базовых правил американского метода:
     каждая клавиша нажимается только одним (определённым "зонами Ван Сэнта") пальцем (даже когда это явно неудобно, например, в "ики")
     набор представляет собой сумму относительно небольшого (по количеству освоенных клавиш) количества базовых движений (таствегов), выполняемых пальцами из основной позиции как своеобразного начала координат.

Строгая поочерёдность движений также является неотъемлимой чертой американского метода печати. Действительно, если последующее элементарное движение (таствег) налагается (накладывается) на предыдущее, то оно тем самым теряет свою элементарность и становится сложным (комбинированным) движением. Например, если таствег "я" накладывается на таствег "р", то получается комбинированное движение "ря", отличное от "р" + "я". Тем более, если налагаются не два, а несколько движений – "ряд". Выражаясь математическим языком, в данном случае уместней говорить уже не о сумме движений, а об их интеграле. Поэтому если допустить возможность наложения элементарных движений друг на друга, то общее количество движений необходимых для освоения метода с обычных 33 (для букв) вырастает до неопределённо высокой величины и американский метод теряет своё главное преимущество простоты и минимального количества предлагаемых для заучивания "базовых" движений.
Итак, двумя главнейшими практическими правилами американского метода (по которым его можно отличить от остальных "слепых десятипальцевых методов"), вытекающими из самой его сути являются:
1. Возвращение пальцев в исходную позицию после каждого удара для успешного нащупывания следующей клавиши.
2. Строгая поочерёдность в исполнении движений.
3. Строгое следование "зонам ответственности".
Важность и фундаментальность этих правил подтверждаются постоянными подчёркиваниями обязательности их исполнениями на протяжении всего курса обучения почти во всех тренажёрах по АМП.
Однако эти правила хорошо показывают и ограниченность американского метода. В самом деле, если пальцы должны возвращаться в исходную позицию после каждого удара, то расстояние "проходимое" ими при наборе того или иного текста может быть до 2 раз больше, чем это необходимо при зрительном контроле. Это обстоятельство (вкупе с необходимостью строгой поочерёдности движений) приводит к тому, что максимально возможная скорость АМП (без стихийной оптимизации) составляет не более 150 знаков в минуту. Этого явно недостаточно для большинства пользователей, желающих вести письменной общение в полном объёме. С другой стороны, подсчитано, что американский метод набора при русской раскладке ЙЦУКЕН и с учётом частотности русских букв является более чем на 60 процентов "двухпальцевым" и почти на 80 процентов "четырёхпальцевым", поэтому многим пользователям может быть гораздо выгодней и удобней "оптимизировать" свой 1-пальцевый навык до 4-пальцевого с минимальным зрительным контролем, а не изучать ради каких-то 20 процентов совершенно новую систему набора.
Американский метод печати (с очень небольшими изменениями) является нулевой ступенью технологии РС_ма (на которой входящие в слова буквы печатается как и алфавит без пробелов).

Пост-американский метод печати (ПАМП) – условное название для стихийной (интиуитивной) оптимизации американского метода печати главным образом в трёх основных его пунктах:
1. Необходимости возвращения пальцев в исходную позицию после каждого удара
2. Необходимости строго поочерёдных движений.
3. Необходимости неуклонного следования жёстким "зонам ответственности" для пальцев.
(К этому ещё можно было бы добавить необходимость контроля за последней буквой в слове для выполнения так называемого "правила больших пальцев".)
Обязательным условием освоения ПАМП является критическое отношение к американскому методу печати, рекомендации и правила которого, изложенные в тренажёрах, здесь объявляются обязательными только для "новичков" и совсем неактуальными для "опытных наборщиков". Пальцы последних, следуя "пальцевому чутью" (или, точнее, "пальцевой лени") предпочитают возвращаться в исходную позицию не после каждого удара, а лишь в случае крайней необходимости. То же самое касается и строгой поочерёдности движений, которая также объявляется "уделом новичков". И, наконец, некоторые "опытные наборщики" могут даже нарушать зоны ответственности (например, набирать "ики" и "ть" разными пальцами), если "пальцевое чутьё" и "здравый смысл" подсказывают им это, а также нажимать пробел только одним пальцем.
Преимуществом пост-американского метода является гораздо более высокая скорость печати (до 1000 знаков в минуту на коротких участках) и значительная экономия усилий по сравнению с американским методом. Это делает его очень популярным среди любителей печатать на скорость. Недостатком же является, как это не может показать странным, его сложность для большинства пользователей. Ведь необходимымы компонентами освоения ПАМП являются наличие усиленной практики (больших объёмов набираемых текстов) и наличие "пальцевого чутья" или интуиции у пользователя вкупе со "снисходительным" отношением к тому, чему тебя учили прежде. Без напряжённой практики, пальцевой интуиции и объявления себя "мастером", для которого правила тренажёров "не писаны", у рядового пользователя нет практически никаких шансов на овладение ПАМП. Ходячее предствление об "автоматическом" переходе у всех американского метода в пост-американский, об автоматическом "наращивании скорости" посредством одной практики не выдерживает серьёзной критики. В самом деле, если пользователь даже на больших объёмах текстов будет прилежно выполнять всё, чему его учили в тренажёрных курсах (а почему бы ему этого не делать?), он так и останется в пределах максимальных для американского метода 150 знаках в минуту, сколько не тренируйся. Кроме того, остаётся совершенно непонятным где пролегает чёткая граница между "новичком", которому ещё следует прилежно выполнять все учебные требования и "старичком", который уже может их спокойно нарушать. Некоторые относят эту границу к показываемой скорости набора и устанавливают её в районе 300 знаков в минуту. Но ведь понятно, что достижение такой скорости уже предполагает отказ от ограничений американского метода (с его предельными 150 знаками). Логично было бы допустить, что граница между "новичками" и "старичками" пролегает в пределах максимальных для АМП 150 знаков. Однако, в таком случае, все, кто набирают быстрее, будут "опытными наборщиками" – что тоже нелепо. К тому же кроме скорости, существуют и такие важные показатели качества печати как безошибочность и ритмичность.
"Естественный переход" к пост-американскому методу для большинства выпускников тех или иных тренажёров затрудняет и тот факт, что ни в одном тренажёре не написано, что предлагаемые им правила (см. выше) действительны только в период обучения, и что их можно будет смело отбросить как ненужные "костыли" сразу же после сдачи экзамена. Оно и понятно, ведь такие заявления сразу же подорвали бы доверие к этим правилам и к самому американскому методу, а вот хватит ли у этого пользователя потом интуиции, "пальцевой лени" и "нигилизма" для перехода к пост-американскому – остаётся под большим вопросом.
Следует заметить, что были в прошлом и периодически появляются в настоящем попытки формализовать пост-американский метод, расписать его правила. Однако, все подобные попытки оказывались малоэффективными. Возьмём, скажем, такую простую оптимизацию:

если следующая клавиша набирается тем же пальцем, то возвращать его в исходную позицию не надо.

Казалось бы, всё просто и понятно. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Для того, чтобы воспользоваться этим правилом, пользователю необходимо добавить в свой печатный процесс дополнительную функцию "слежения за следующей буквой", что уже само по себе затрудняет и замедляет набор. А как быть если между буквами одного пальца приходится буква другой руки (например "мли") – надо возвращать в исходную позицию или нет? А если две, три? Таким образом, казалось бы простое правило оптимизации оказывается практически невыполнимым.
Конечно, среди пользователей есть немало тех, кто обладает "пальцевой ленью" и внутренней "тягой к совершенству". Они достаточно быстро отучиваются от простой последовательности "примитивных" таствегов, которой их учили в тренажёрах, и переходят к более сложным и комбинированным движениям. Но рассчитывать, что такие способности есть у большинства пользователей, что все пользователи, без всякого обучения, на определённом этапе практики начнут правильно "срезать углы" и накладывать движения друг на друга, вряд ли обоснованно. Для большинства пользователей всё-таки именно чёткие правила и рекомендации выглядят гораздо надёжней сомнительной интуиции и сомнительной рекомендации просто "печатать, печатать и печатать". К тому же внешняя разница между американским и пост-американскими методами печати настолько велика, что "новичок", сравнивая свои громоздкие "таствеги" с "парящими над клавиатурой" руками "профессионала" может не поверить, что между ними существует что-то общее, и что он когда-нибудь научится делать нечто подобное.

Уровни РС_ма – в зависимости от затрат на освоение и эффективности при набора, на РС_ме различаются несколько уровней: 3 основных и 2 вспомогательных. К основным уровням относятся: 1 - начальный, 2- средний и 3 - профессиональный. К дополнительным уровням относятся: нулевой и персональный.

Инновации на РС_ме – отдельные новшества в области работы рук, расклдаки и техники воздействия на клавиши. Количество инноваций зависит от выбранного пользователем уровня (чем выше уровень, тем больше инноваций). При выборе персонального уровня пользователь получает возможность сам выбирать нужные ему инновации. В случае отказа от всех инноваций персональный уровень совпадает с нулевым. Технология РС_ма открыта для новых инноваций.

Последовательное воздействие на клавиши
– под последовательным воздействием на клавиши на РС_ме понимается воздействие осуществляемое по времени больше установленного порога одновременности. Например, если порог одновременности составляет 0,05 сек, то воздействие на две клавиши быстрее, чем 0,05 сек будет считаться одновременным, а медленнее – последовательным.

Порог одновременности – отрезок времени, служащий на РС_ме границей между последовательным и одновременным воздействием на несколько клавиш. Поскольку абсолютной границы между последовательным и одновременным воздействием на клавиши не существует (любое одновременное нажатие может быть представлено как последовательное с промежутком времени, стремящимся к нулю), возникает необходимость введения этой величины. Порог одновременности может назначаться в зависимости от конкретной ситуации: для целей обучения он может быть досточно высоким 0,1-0,15 сек (100-150 миллисекунд). При достижении высокой скорости и точности движений возможно уменьшение порога одновременности до 0,02 сек, что позволяет различать последовательные и одновременные воздействия на скорости до 3000 знаков в минуту.

Воздействие – общий термин для любого способа включения клавиши (удар, нажатие, прыжок).

Одновременное воздействие на клавиши – под одновременным воздействием на клавиши имеется ввиду воздействие происходящее в пределах порога одновременности. То есть, при пороге одновременности в 50 мск (0,05 сек) любое воздействие на две (или более) клавиши быстрее этой величины будет считаться одновременным.

Пальце-нажимная техника воздействия на клавиши – условное название техники воздействия на клавиши, при которой клавиши нажимаются пальцами при относительно неподвижной кисти руки. Достоинствами этой техники являются возможность overlapping - быстрого перебирания пальцами (дло дло дло дло) и адаптированность многих клавиатур под эту технику ("мягкие" и "короткие" клавиши, искривление дна клавиатуры под разную длину пальцев и т. д). К недосткам можно было бы отнести необходимость длительной тренировки (если нет предварительных музыкальных навыков) в автономном действии пальцев (особенно это заметно для мизинцев), а также повышение нагрузки при нажатиях клавиш верхнего и нижнего рядов (пальцы в этом случае приходится вытягивать или подгибать, увеличивая рычаг нажатия силы). В случае подгибания пальцев при этой технике нередко возникает проблема с ногтями (даже коротко подстриженными).

Кисте-ударная техника – условное название для техники воздействия на клавиши при наборе, когда удар по ним производится не отдельным пальцем, а всей кистью руки. К достоинствам её можно отнести отсутствие необходимости "качать" и тренировать отдельные пальцы (удар осуществляется гораздо более сильными и выносливыми мышщами кистей) и возможность осуществлять воздействие на клавиши под углом близким к прямому, при котором необходимое для включения клавиши усилие минимально. Недостатком же является невозможность применения overlapping (быстрое перебирание пальцами), более активное перемещение кисти над клавиатурой и опасность чрезмерного употребления силы при ударах.

Эргономичная техника воздействия – хотя на РС_ме возможно применение любой из техник воздействия на клавиши, но максимальная эффективность достигается применением соответствующей эргономичной техники. В данном случае следует говорить даже не о воздействии, а о взаимодействии с клавишами, поскольку клавиатура в данном случае из "мёртвого объекта" воздействия рук превращается в "живого субъекта" процесса создания текста. Рука в данном случае не "нажимает пальцами" и не "ударяет кистью", а, подобно акробату на батуте как бы "прыгает" по клавишам, использую собственную силу тяжести для срабатывания клавиши (или клавиш) и силу пружинистости клавиш для обратного движения вверх. Подобное взаимодействие с клавишами, при достаточном уровне освоения, практически устраняет применение чрезмерной силы мускулов (неизбежное при "ударах" и "нажатиях") и потому по справедливости может быть названо эргономичным. Наибольший эффект взаимодействия достигается при использовании переключателей с двойной степенью пружинистости (одна из особенностей специальной клавиатуры для РС_ма).

Слепота набора
– под "слепотой" на РС_ме принято понимать отсутствие необходимости зрительного контроля за движением пальцев при наборе. Слепота может быть частичной и полной. В первом случае контроль за движениями пальцев осуществляется не напрямую, а посредством экранной клавиатуры (которую не заслоняют пальцы). Обычно под слепотой имеют ввиду запрет смотреть на клавиатуру. Однако, сама по себе направленность взгляда на клавиатуру ещё не говорит о наличии зрительного контроля над движениями рук. Такой контроль может "включаться" только, скажем, для первых букв слов, или его может не быть совсем (пользователь может как смотреть "сквозь" клавиатуру). Напротив, опосредствованный зрительный контроль может быть настолько сильным, что при отсутствии экранной "подсказки" процесс набора может стать попросту невозможным. Наибольшей ценностью обладает "полная слепота", то есть возможность набора без какого-либо визуального контроля. Полная слепота может достигаться двумя различными способами: "искусственным" или "натуральным". В первом случае "ослепление" происходит как результат волевого усилия пользователя, как исполнение им запрета на зрительный контроль. Именно это практикуется в большинстве тренажёров по АМП. Однако, подобный запрет служит мощным психологическим барьером для многих пользователей на пути к освоению американского метода. На РС_ме у пользователя наряду с "искусственным" (резким) ослеплением есть возможность выбрать "естественное ослепление", когда зрительный контроль натуральным образом уменьшается, а в конечном счёте и совсем исчезает с ростом скорости при наборе. Бессмысленность "слепоты", понимаемой как запрет подсматривать на клавиатуру подчёркивает и тот факт, что многие клавиши реальной клавиатуры оказываются закрытыми руками и подглядывать их крайне неудобно (приходится приподнимать руки).


Последний раз редактировалось: voldemar (Ср Фев 18, 2009 3:56 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
voldemar
Генерал-майор
Генерал-майор


Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 3738

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 02, 2008 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ритмичность печати – показатель равномерности и размеренности процесса воздействия на клавиши при создания текста. Ритмичность не следует путать с плавностью (пластикой) движений при наборе (хотя между ними, несомненно присутствует некоторая связь). Следует также различать понятия абсолютной и относительной ритмичности. Именно неразличение этих понятий приводит к тем многочисленным спорам о природе ритмичности, которые периодически ведутся на форумах, посвящённых машинописи.
Если ценность скорости и безошибочности признаются всеми специалистами, то насчёт полезности ритмичности до сих пор нет единого мнения. Природа ритмичности выглядит довольно туманной, хотя взгляд на ритмичность как показатель эргономичности (экономичности) набора имеет за собой серьёзные аргументы. Одним из них может служить довод, что резкие ускорения и замедления в движениях связаны с дополнительным расходом мышечных усилий, необходимых для ускорения и торможения (подобно тому, как резкие "газ" и "тормоз" в автомобиле связаны с дополнительным расходом бензина), а потому их отсутствие позволяет экономить усилия и применять их более эффективно.
Практически все преподаватели и эксперты признают важность равномерности нажатий на начальном этапе обучения, и многие рекомендуют упражнения на абсолютную ритмичность набора (работу под метроном). Впоследствии некоторые советуют также обращать внимание на показатель относительной ритмичности, не допуская его сильного падения. Однако, есть и такие, кто вообще отрицает полезность ритмичности на больших скоростях, полагая, что "мастеру" она не нужна и только "тормозит" процесс набора.
Показатель ритмичности напрямую зависит от технологии создания текста. На небольших скоростях это отличие практически незаметно, но после определённого уровня оно ставится весьма ощутимым. Высокой аритмией отличается самый популярный среди пользователей 1-пальцевый метод печати. Это не удивительно, поскольку пальцу при этой технологии приходится совершать большие скачки по клавиатуре и длина этих скачков может очень сильно отличаться. Однако и более "продвинутые" методы далеко не идеальны в этом отношении. Например, возьмём слово "дождики", написанное американским (пост-американским) методом печати на стандартной ЙЦУКЕН. Первая часть этого слова "дожд" пишется очень удобно – все клавиши находятся под разными пальцами и на основной позиции. А вот вторая часть слова "ики" предполагает два больших скачка одним пальцем (с И на К и обратно). Предельная скорость набора сочетания ИКИ существенно ограничена и составляет (за редким исключением) порядка 300 знаков в минуту. Поэтому любой, кто хочет напечатать это слово со скоростью 600 знаков, вынужден печатать первую "удобную" его часть со скоростью порядка 900 знаков. Таким образом, высокая аритмия на средней скорости 600 знаков для этого слова становится просто неизбежной. Поэтому для многих даже очень одарённых сторонников пост-американского метода на скорости в 500 знаков в минуту "держать" даже относительную аритмию в пределах 20 процентов практически нереально. В данном случае уместно говорить о навязанной (данным методом печати) аритмии, в отличие от обычной аритмии, обусловленной импульсивностью наборщика.

Аритмия – величина противоположная ритмичности печати. Измеряется в процентах по формуле: 100 минус ритмичность. Также как и ритмичность может быть абсолютной и относительной. Показывает количество рывков и торможений (по времени), которые делают пальцы рук при наборе.

Абсолютная (априорная) ритмичность – количество попаданий в такт метронома (как представителя абсолютного ритма или "ритмо-нома") пользователем в процессе набора. Под "попаданием" в данном случае имеется ввиду приблизительное (в пределах естественной погрешности, скажем, в 0,05 сек) временное соответствие удара по клавише удару метронома. Исходя из этого абсолютная ритмичность может измеряться только на предварительно заданной скорости. Например, если при скорости метронома 100 ударов в минуту, и вы "попали" (с погрешностью в 0,05 мск) в 80 тиков метронома, то ваша абсолютная ритмичность на этой скорости составляет 80 процентов (аритмия, соответственно – 20 процентов).

Относительная (апостериорная) ритмичность – более мягкая форма ритмичности без привязки к фиксированной скорости задаваемой метрономом. В отличие от абсолютной ритмичности, у неё возможны несколько концепций, а значит и формул. Наиболее известная и простая из формул из них – среднее отклонение от среднего времени между нажатиями/среднее время между нажатиями*100 процентов (это формуля для подсчёта аритмии, для получения значения ритмичности надо, соответственно отнять эту величину от 100 процентов). Понятно, что если абсолютная ритмичность показывает абсолютную равномерность и размеренность воздействия на клавиши, то в случае с относительной ритмичностью можно говорить, соответственно, лишь об относительной же ("усреднённой") равномерности и размеренности.

Выделил обсуждение списка терминов в отдельную тему.


Последний раз редактировалось: voldemar (Сб Янв 17, 2009 5:46 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
voldemar
Генерал-майор
Генерал-майор


Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 3738

СообщениеДобавлено: Вс Янв 04, 2009 3:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скорость печати ― количество текста, перепечатываемого или создаваемого в единицу времени. Скорость может измеряться в символах или словах (1 слово усреднённо равно 5 символам). Единицей времени как правило является 1 минута.
Стоит различать "грязную" и "чистую" скорости печати.
Грязная (лихая) скорость ― это скорость без учёта качественных показателей: ошибок и аритмии. Как правило, именно такой скоростью любят хвастаться новички на многочисленных форумах.
Чистая скорость ― это скорость печати с учётом качественных показателей: ошибок и аритмии. Размер квоты зависит от требовательности того или иного учебника или тренажёра, но усреднёнными величинами можно здесь считать количество ошибок в пределах 2 процентов и аритмию в пределах 10 процентов.
Чистая скорость как правило ниже грязной, но связана (в конечном счёте) с большей производительностью и комфортностью. Многие учебники и тренажёры с самого начала призывают пользователя не увлекаться скоростью в ущерб качеству. В свете новой эргономической эпохи в клавиатурном наборе, перенос акцента с грязной на чистую скорости может быть интересен не только обычным пользователям, но и клавиатурным "спортсменам", которые понимают ценность и важность безошибочности и ритмичности.

(На данный момент на этом форуме самая высокая чистая (по указанным выше средним требованиям) скорость у Автандилины ― 434 сим., 90% ритмичность. И "суперчистая" (аритмия в пределах 5 процентов) ― тоже у неё, 232 символа. Правда, ритмичность рассчитывалась в данном случае по "смягчённому" варианту ― без учёта шифтов.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
voldemar
Генерал-майор
Генерал-майор


Зарегистрирован: 11.09.2007
Сообщения: 3738

СообщениеДобавлено: Ср Фев 18, 2009 3:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Раскладка клавиатуры – расположение символов (букв, цифр, знаков и проч.) на клавишах клавиатуры РС. Имеет смысл различать раскладки стандартные и нестандартные, а также плоские и объёмные.

Стандартная раскладка клавиатуры – хотя в области компьютерных раскладок вряд ли приходится говорить о каких-либо юридических стандартах, но промышленный стандарт (на который ориентируются большинство производителей клавиатур) имеет серьёзное влияние. Для того, чтбы узнать стандартную раскладку для той или иной страны достаточно зайти в магазин торгующий клавиатурами и посмотреть, что написано на клавишах клавиатур. Можно говорить также о базовом стандарте для того или иного алфавита (например, латиницы или кириллицы), которые с небольшими изменениями повторяется в национальных раскладках. Несомненным достоинством стандартной раскладки является её универсальность (широкое распростронение), а также соответствие того, что написано на клавишах тому, что появляется на экране в результате воздействия на них. Очень удобно действать по принципу "сел и печатай" за чужим компьютером, не задумываясь о том – установлена ли на нём удобная для тебя раскладка или нет? – и не возясь с изменением установок. К тому же только стандартная раскладка может обеспечить использование самого популярного сейчас среди пользователей 1-пальцевого метода печати, который при любом другом "раскладе" становится просто неприменимым.
Однако, при переходе от 1-пальцевой технологии к менее затратным у большинства стандартных раскладок появляется очень существенный недостаток – они неудобны для пальцев. Так, при использовании американского и пост-американского методов набора на стандартной QWERY для написания слов пальцам и кистям часто приходится делать большие скачки и перемещения, что приводит к излишним затратам сил и времени. Ведь формирование стандартов раскладок происходило ещё на заре эры печатных машинок когда во главе угла тогда стояли технические проблемы механизмов, и ни о какой альтернативе 10-пальцевому методу печати не было и речи. Другие технологии создания текста тогда только начинали зарождаться. Задумываться о других расладках начали только с широким распространением американского метода печати, и первой попыткой здесь было изобретение "упрощённой" раскладки Августом Двораком в 30 годах прошлого века. Этот учёный и пропагандист применил впоследствии массу усилий для того, чтобы сделать свою раскладку стандартной (по меньшей мере в США), но по причинам, о которых сейчас много спорят и рассуждают, эти усилия оказались тщетными. Решающим фактором здесь, на мой взгляд, стало то, что, несмотря на превосходство по некоторым параметрам (путь проходимый пальцами, максимальное чередование рук и проч.) раскладка Дворака в целом (то есть с учётом всех параметров) оказалась лишь незначительно лучше QWERTY, и потому не смогла потеснить её на пьедестале стандартности.

Нестандартная раскладка клавиатуры – любая раскладка, которая отличается от стандартной. Это отличие может быть как "виртуальным" (видимым только на экране монитора), либо реальным (с перестановкой колпачков клавиш или с изначально другими надписями на них). В последнее время появилось очень много нестандартных раскладок и их число увеличивается. С появлением доступной мощной вычислительной техники постоянно находятся добровольцы желающие "рассчитать" по лингвистическим и другим данным "идеальную" для данного языка раскладку, кому не дают покоя лавры Дворака среди англоязычных пользователей. Да и в самом английском языке постоянно находятся волонтёры "превзойти" Дворака и создать нечто более совершенное.
Главным недостатком нестандартных раскладок является их нестандартность. Гиря стандартности в большинстве случаев перевешивает все предполагаемые удобства для пальцев. Поэтому позднейшие попытки расчёта "идеальной" раскладки характеризуются показателем "родственности с QWERTY", о котором во времена того же Дворака не могло бы быть и речи. Однако совмещение удобства со стандартностью (хотя бы частичной) сейчас является, пожалуй, самым перспективным в области "альтернативных" раскладок.
Другим недостатком нестандартных раскладок является их зависимость от технологии набора. Большинство из них "рассчитывается" под американский метод набора, производительность которого находится под большим вопросом. Больший эффект достигается при использовании пост-американского метода, успешно переучиться на который, однако, в состоянии далеко не каждый из пользователей. А вот при самом популярном на сегодняшний день 1-пальцевом методе разницы между стандартной и нестандартными раскладками вообще нет никакой.
Дополнительным недостатком нестандартных раскладок следует признать и "конфликт раскладок". Дело в том, что пользователю, освивающему вторую "удобную" раскладку нельзя при этом забывать и первую – стандартную. Это вынуждены признавать даже ярые сторонники альтернативных раслкадок. В итоге, у некоторых наборщиков может возникнуть путаница в голове, постоянный непроизвольный переход с одной раскладки на другую и прочее. Причём, в отличие от переключения раскладок для разных языков, контролировать раскладки внутри одного языка представляется на порядок труднее (из-за родственности алфавита).
Вместе с тем, следует признать, что в рамках соответствующей технологии набора нестандартные раскладки несомненно дают печатающему выигрыш как в скорости и безошибочности, так и в экономии усилий. Поэтому всегда находились и находятся желающие их осваивать и применять.

Плоские и объёмные раскладки – с появлением технологии РС_ма возникла потребность различать плоские и объёмные раскладки клавиатуры.
В самом общем виде, под плоскими раскладками можно разуметь такие, в которых одна клавиша имеет только одно определённое значение, неизменное при всех обстоятельствах. Под объёмной раскладкой же будем понимать такую, когда каждая клавиша, кроме основного значения может иметь и несколько "переносных".
Замечу сразу, что чисто плоские раскладки были лишь у самых первоначальных образцов печатных машинок, где большие буквы и спецсимволы имели отдельные кнопки. Впоследствии, с появлением клавишей shift у раскладок начали появляться и зачатки объёмности. На компьютерных клавиатурах с появлением клавишей Ctrl, Alt и AltGr "объёмности" у клавиатуры стало ещё больше. Однако технология использования всех этих клавиш отличается громоздкостью (их надо нажать и удерживать до отпускания модифицируемой кнопки), а расположение на клавиатуре – маргинальностью (на краях), что делает их применение в процессе быстрого набора текста достаточно неудобным (вспомним пресловутые ошибки от шифтов – мОсква, РЯзань, казань).
Гораздо более широкой и глубокой "объёмности" раскладки удаётся достичь при использовании новой технологии РС_ма за счёт различения одновременного и последовательного воздействия на клавиши. Действительно, такое различение позволяет каждой писчей клавише иметь несколько значений, в зависимости от одновременно нажимаемых с ней других буквенных клавиш.
И здесь появляется возможность для органичного соединения стандартности и удобства. Ведь основные значения клавиш могут оставаться стандартными, а вот "переносные" могут назначаться исключительно из соображений удобства для пальцев. И в зависимости от уровня технологии степень этого удобства может быть достаточно высокой. Так, например, самыми удобными при наборе клавишами являются центральные клавиши "основной позиции", которые в "объёмной" раскладке могут получать по одному или несколько переносных значений для часто встречающихся букв. Таким образом, удобство, скажем, "объёмной ЙЦУКЕН" может быть не ниже (а, возможно, и выше) самой "просчитанной" альтернативной русской раскладки и при этом стандартность её при использовании другой технологии (1-пальцевый метод, американский метод печати) полностью сохраняется.
В этом случае возникает внутренний (ограниченный только желанием) ресурс для повышения удобства стандартной раскладки, и все усилия по освоению второй раскладки могут быть направлены на расширение "объёмности" первой без всякой угрозы "конфликта раскладок" в голове.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов urikor.net -> Новая технология создания текста на клавиатуре РС Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Как бесплатно сделать свой сайт    Просто о сложном